- Главная
- Обо мне
- Новости
- Отзывы о курсе для заикающихся детей
- Публикации
- Полезные ссылки и новости для студентов
- Консультации и занятия
- Заикание у детей. Реабилитационная система Садовниковой Е.Н.
- Книга «Заикание с позиций логопсихокоррекционного подхода»
- Самоизоляция. Купирование инициального заикания.
- Научно-популярные статьи
- Контакты
Выходные данные: Садовникова Е.Н., Личностно-коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. /Логопед – 2004.-№5. — С.22-30.
Личностно-коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Канд. пед. наук, преподаватель МСГИ,
логопед-дефектолог ДОУ№ 988 Садовникова Е.Н.
В данной статье нам хотелось бы рассмотреть заикание, прежде всего, с позиций нарушения общения, так как оно изучается в рамках логопсихотерапевтического подхода, и, в частности, школы Ю.Б. Некрасовой.
Истоки этой школы берут начало из существовавшего в 60-е годы психотерапевтического направления, предложенного харьковским психотерапевтом К.М. Дубровским. Его последователи: Андронова Л.З., Драпкин Б.З., Некрасова Ю.Б., Карпова Н.Л., Рау Е.Ю. и др. — акцентируют внимание на дисгармоническом развитии личности заикающихся и её лечебном перевоспитании в процессе реабилитации.
В методиках логопсихотерапевтического подхода, представленного в работах Л.З. Андроновой и Ю.Б. Некрасовой и её школы, логопедическое, психологическое и психотерапевтическое воздействия осуществляются не параллельно друг другу, а эти воздействия опосредуют друг друга, то есть проникают и взаимодополняют одно другое, сочетаясь в одних и тех же методах и приёмах. Процесс реабилитации заикающихся не «разбит» между несколькими специалистами, а осуществляется одним специалистом — логопсихотерапевтом, который обладает знаниями и психотерапевта, и логопеда вместе. Авторы школы Ю. Б. Некрасовой в целях перевоспитания речи и личности заикающихся использует целую систему «саногенных психических состояний»[1].
Ведущим принципом такого рода воздействия является принцип логопсиходиагностики, совмещающий традиционно принятую педагогическую диагностику, направленную на изучение речи пациентов и диагностику их личностно-коммуникативных особенностей независимо от их принадлежности к клинической группе (невротического или неврозоподобного типа).
Главной задачей такой диагностики является не выявление картины болезни пациента, а составление «внутренней картины его здоровья», согласно рекомендациям Ю.Б. Некрасовой. Это значит, что при выявлении личностно-коммуникативных проблем человека нужно сосредоточиться не столько на них, сколько на поиске и развитии тех черт личности, которые способствуют, или могут способствовать, адаптации личности. Именно эти черты дают возможность составить внутренний «портрет неповторимости».
Однако логопсихотерапевтический подход был хорошо освещён в литературе и успешно применялся до недавнего времени лишь в отношении подростков и взрослых…
Чтобы понять его актуальность для детей дошкольного возраста, необходимо было провести комплексное исследование их личностно-коммуникативных характеристик и ответить на вопрос : «Имеет ли место факт нарушения общения для данного контингента заикающихся?»
С философских позиций, а конкретно, с позиций принципа системности, элемент “органичной системы”, т. е. системы с сильным характером связей (в нашем случае это функциональная речевая система), вообще не может существовать без других элементов этой же системы, в данном случае — человека, который является самоорганизующейся системой. И поскольку элементы системы имеют тенденцию изменяются таким образом, чтобы система смогла наиболее успешно адаптироваться к окружающей среде, мы склоняемся к мнению, ранее уже звучавшему в научных кругах, что, возможно, заикание является неверной попыткой адаптации личности к окружающей социальной среде, и, чтобы избавить человека от этого нарушения речи, придётся перевоспитать саму личность, воздействуя не только на речевую функцию, но и на её (личности) психические особенности, в т. ч. на коммуникативные и когнитивные (познавательные) способности. Если система (в нашем случае заикающийся ребёнок) будет адаптирована, то “необходимость” в искажении речи исчезнет, и тем легче осуществится параллельная коррекция собственно речевой функции, а результаты логопедического воздействия будут наиболее устойчивыми.
Научная литература также располагает рядом данных, прямо или косвенно указывающих на нарушение тех или других сторон процесса адаптации заикающихся детей уже в дошкольном возрасте — это факты наличия у таких дошкольников различных негативных черт личности, проблемных вегетативных реакций, неправильного воспитания в семьях, задержек развития более совершенных форм общения, сложностей программирования устной речи. Особенно страдает при этом процесс общения.
Причём с полным основанием можно говорить о нарушении всех трёх сторон процесса общения, выделяемых психологами: коммуникативной, так как обмен информацией при заикании нарушается и за счёт трудностей в передаче заикающимся лицом и восприятии собеседником сообщения и по причине особенностей программирования высказывания; интерактивной, так как страдает построение общей стратегии взаимодействия, и перцептивной стороны общения, так как ребёнок «задерживается» на более ранних формах общения и не может полноценно воспринять собеседника, составить о нём представление.
И всё-таки, в области изучения коммуникативных проблем и личностных особенностей заикающихся дошкольников остался в стороне целый ряд вопросов: «Чувствуют ли дети дискомфорт в следствии нарушения общения? Фиксируют ли они, хотя бы на интуитивном уровне, свои проблемы в области общения? Какие личностные характеристики способствуют нарушению общения и адаптации в социальной среде? Насколько серьёзны эти нарушения? И что является причиной, а что следствием: внешние проявления заикания или дизадаптация?»
На ряд этих вопросов мы смогли получить ответ.
Нами была разработана и апробирована личностно-ориентированная[2] психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста, включающая дифференциально-диагностическое исследование характеристик речи, коммуникативного поведения и личности и построенный на данных этой диагностики личностно-ориентированный реабилитационный курс.
Дифференциально-диагностическое исследование характеристик речи, коммуникативного поведения и личности, которое мы в дальнейшем будем именовать логопсиходиагностикой, позволило нам собрать не только данные, необходимые для дальнейшей коррекции речи и личности заикающихся, не только выявить «портрет неповторимости» каждого, но и представить ценный научный материал, подтверждающий актуальность логопсихотерапевтического подхода к исправлению сложного дефекта при заикании.
Логопсиходиагностика представляла собой дополнение к классическому психолого-педагогическому обследованию и проводилась нами
в трёх аспектах:
- речевом — в целях выявления степени тяжести заикания, а также ряда вербальных и невербальных характеристик, которые должны быть учтены в процессе коррекции;
- в коммуникативном — для исследования нарушения общения и взаимоотношений заикающихся дошкольников в семьях и в коллективе сверстников, дополнительно характеризующих общение;
- в личностном — в целях исследования фрустрационных реакций[3] заикающихся детей на проективные проблемные речевые ситуации, исследования самооценки и особенностей фиксации психической установки [4], а именно выраженности реакции на установочное воздействие, опосредованное речью и подкреплённое визуальными и кинестетическими сигналами.
Методы психолого-педагогической диагностики.
- Логопедический анализ речевого статуса заикающихся данной группы с целью выявления степени тяжести заикания, формы и локализации судорог посредством педагогической оценки выполнения логопедических проб, направленных на выявление зависимости проявлений заикания от степени самостоятельности речи, выраженности сопутствующих моторных проявлений и эмоциональной напряжённости коммуникативной ситуации.
- Исследование социометрических связей и социальной роли каждого заикающегося данной группы посредством использования социометрического исследования группы.
- Исследование взаимоотношений заикающегося ребенка данной группы в семье и коллективе сверстников, дополнительно характеризующих общение, посредством использования рисуночных тестов на темы: “Моя семья”, “Мы играем”.
- Исследование самооценки посредством рисуночного теста «Автопортрет» и сопоставления данных всех рисуночных тестов.
- Исследование фрустрационных реакций испытуемых заикающихся данной группы на проективные проблемные речевые ситуации с помощью использования детского варианта проективной тестовой методики фрустрационной толерантности (Розенцвейг С).
- Исследование особенностей фиксации психической установки, опосредствованной словесным воздействием с помощью использования специальных проб: падение назад, сцепление рук, разведение рук.
- Метод сопоставления результатов, полученных в ходе исследования, проведённого в динамике.
Данные, полученные при использовании этих методов, уточнялись и дополнялись посредством психолого-педагогического интервью с родителями и наблюдения за заикающимися дошкольниками в различных коммуникативных ситуациях.
Однако мы хотим напомнить читателям, что получение общих количественных характеристик личностно-коммуникативного статуса по группе — не является самоцелью нашей логопсиходиагностики. В интересах реабилитационного процесса она направлена на выявление подгрупп детей со сходными характеристиками, на составление индивидуальных картин психологических и речевых проблем и «картины здоровья» для каждого ребёнка. Поэтому подробному описанию методики предложенного дифференциального психолого-педагогического исследования и составлению индивидуальных психолого-педагогических портретов дошкольников мы собираемся посвятить следующую статью.
В этой же статье нам хотелось бы сосредоточиться только на данных первичного исследования, проведённого до начала личностно-ориентированного реабилитационного курса, и подчеркнуть наличие личностно-коммуникативных характеристик, препятствующих адаптации заикающихся лиц уже в таком юном возрасте.
Представленные данные логопсиходиагностического исследования были собраны в 1993-96-м годах в группах с диагнозом «заикание» на базе ДОУ№1654 и ДОУ№1678. В экспериментальной группе из 30 детей в возрасте от 4,5 до 6,5 лет было отмечено 47% детей с неврозоподобной формой заикания и 53% — с невротической. Всего в эксперименте участвовали 6 девочек и 24 мальчика.
Вот какие результаты были получены нами в ходе первичного исследования данной группы заикающихся дошкольников.
В результате исследования речевого статуса было выявлено 33% детей страдающих заиканием тяжёлой степени, 57% — средней степени тяжести и 10% — лёгкой степени тяжести. Причём проявления заикания у девочек были в целом тяжелее, чем у мальчиков.
По данным исследования формы и типа судорог, мы можем утверждать, что в группе испытуемых преобладал генерализованный (смешанный) тип судорог и тоно-клоническая форма.
При исследовании коммуникативных особенностей данного контингента испытуемых основным было социометрическое исследование, как объективно выявляющее социометрический статус ребёнка и его дружеские связи и предпочтения. Всего в экспериментальной группе дошкольников было выявлено 3 (10%)- лидера, 1(3%)- лидер-предпочитаемый, 5(17%) — предпочитаемых, 6(20%)—адаптированных, 12(40%) — адаптированно-отвергаемых, 3(10%) — отвергаемых. Таким образом, 50% группы не были адаптированы в ней, что указывает на наличие нарушения общения с коллективом. (См. график 1.) На диаграммах отмечалось слабое ядро группы во главе с единственным лидером. Остальная часть членов группы располагалась на периферии социограммы.
В группе лидеров и предпочитаемых оказалось 2 ребёнка с лёгкой степенью выраженности заикания, 5 — со средней и 2 — с тяжёлой степенью. Итого 67% детей из общего количества дошкольников с “лёгким” заиканием , 29,4% — из группы детей со средней степенью тяжести заикания и 20% дошкольников из тех, кто страдал “тяжёлым “ заиканием составили ядро группы.
Исходя из данных, представленных в процентном отношении, мы можем сделать вывод о имеющейся, но не непосредственной, зависимости между степенью тяжести проявления заикания и социологическим статусом детей и подтвердить результаты исследования В.А.Калягина и Л.В. Калягиной, писавших о значимости качества речи партнёра на выбор дошкольника.
С помощью рисуночных тестов “Мы играем” и “Моя семья” были выявлены признаки нарушения общения заикающихся[5] детей с семьёй и со сверстниками. В группе заикающихся дошкольников только 10% детей можно было считать относительно благополучными в области общения, то есть имеющими незначительные признаки нарушения общения. (См. график 2).
Лидеры и предпочитаемые составляли группу относительно благополучную в сфере общения, а именно, общения в семье. Однако дети со статусом предпочитаемых страдали выраженным нарушением общения в группе. Адаптированные дети наоборот показывают, как правило, значительные признаки нарушения общения с семьёй и не такое выраженное нарушение общения с коллективом. Адаптированно-отвергаемые и отвергаемые члены группы в подавляющем большинстве показали значительные признаки нарушения общения по обоим тестам.
При исследовании особенностей личности, мы отметили неустойчивость самооценки у 70% детей, у 27% — другие её отклонения.
При сравнении данных, полученных при помощи рисуночных тестов “Мы играем”, “Моя семья” и “Автопортрет” и при помощи социометрического исследования, мы отметили тенденцию, которая выражается в том, что при увеличении выраженности нарушения общения в семье уменьшается адаптированность ребёнка в группе, повышается неустойчивость самооценки.
Были выделены 4 основных группы, отличающихся по данным первичного исследования по тесту фрустрационной толерантности Розенцвейга и по данным социометрического исследования друг от друга и показавших разную динамику изменения этих данных при вторичном исследовании: 1) группа лидеров, 2) группа предпочитаемых, 3) группа адаптированных и 4) группа отвергаемо-адаптированных и отвергаемых. На наш взгляд, 4-ая группа наиболее типична среди всего контингента заикающихся дошкольников, её реакции особенно характерны для всех заикающихся детей, но наиболее ярко выражены именно в этой группе.
В целом по группе заикающихся дошкольников были отмечены очень высокие показатели по препятственно-доминантному(«застревающему на проблеме») типу, заниженные — по эго-защитному типу, высокий процент реакций фрустрации.
Мы отметили достаточно высокую степень реакции на опосредствованное словесное воздействие. В среднем она составляет 4,3 балла из 5-ти возможных. Это обстоятельство, на наш взгляд, в большой степени обуславливает высокую степень фиксации на проблемах в сфере общения, что приводит к фрустрации и стрессу, и , в то же время, оно же, в определённой степени, обеспечивает эффективность сочетанного логопедического и психокоррекционного воздействия в процессе реабилитации.
Итак, в результате первичного обследования группы у испытуемых было отмечено нарушение общения как в семье, так и в коллективе, негативные особенности самооценки и однобокие, неразнообразные реакции на проблемные речевые ситуации, что мешало их успешной адаптации в социальной среде. Можно сделать выводы, что заикающиеся уже в дошкольном возрасте чувствуют дискомфорт в сфере общения, на интуитивном уровне осознают его и отражают в продуктах деятельности, например, в рисунках.
Что касается вопроса о первичности или вторичности нарушений в личностно-коммуникативной сфере заикающихся дошкольников по отношению к самому феномену заикания, то, мы пока можем представить только наше мнение, которое не является вполне доказанным научным фактом. Мы разделяем убеждения той части учёных, например, таких как А.И. Захаров и Г.Лендрет, что первично нарушается процесс формирования межличностных отношений заикающегося дошкольника. Косвенными доказательствами тому могут быть: а) факт наличия обратной зависимости адаптированности ребёнка в группе, устойчивости его самооценки от увеличения выраженности нарушения общения в семье; б) более тяжёлая картина субъективно отражённого в рисунках детей восприятия социума, свидетельствующая о нарушении общения с ним, чем сами внешние проявления заикания (по группе испытуемых в целом).
Давайте, уважаемые читатели, не будем забывать, что психика ребёнка уже в результате самой эволюции развития предполагает восприятие гармоничных отношений с семьёй в качестве сверхценных. Так ещё 200 лет назад потеря семьи или неблагосклонность родителей могли означать для 3-4-хлетнего ребёнка, практически, только одно — смерть. Ребёнку жизненно важно одобрение родителей, их внимание, и он подсознательно, а порой и сознательно, пытается добиться его разными, иногда очень неэффективными способами. Вспомним, что при прочих равных факторах ( испуге, общей соматической ослабленности, психических перегрузках, ЗРР, быстром психическом развитии и др.), не у всех детей возникает заикание и не у всех оно переходит в хроническую форму. Возможно, именно нарушения в личностно-коммуникативной сфере являются обязательными предпосылками для хронификации эволюционного заикания.
[1]«Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности,» — писал академик Левитов. (Н.Д. Левитов. О психических состояниях человека. М. 1964. С. 20.)
Саногенное психическое остояние — это состояние, содействующее скорейшей и полной реабилиации, в данном случае, лиц с заиканием.
[2] Личностно-ориентированная система направлена на возможно более комплексное, гармоничное развитие человека, учитывающее характеристики его личности, такая система позволяет развивать индивидуальные положительные задатки каждого ученика.
[3] Фрустрация — эмоциональное состояние, возникающее вследствие препятствий к достижению актуальной цели. ( Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста под ред. С.Ю. Циркина, СПб 1999, С. 144.)
[4] Установка субъекта —«… его основная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи.» (Теория установки. Д.Н. Узнадзе, М-В., 1997. С. 164.)
[5] Признаки нарушения общения — композиционные и другие особенности рисунка и беседы по рисунку, позволяющие говорить о наличии субъективно воспринимаемог, а также объективно имеющегося конфликта или затруднения в коммуникации между ребёнком и лицами, им изображёнными. Такие признаки, если они имеются, могут быть значительными и незначительными.