- Главная
- Обо мне
- Новости
- Отзывы о курсе для заикающихся детей
- Публикации
- Полезные ссылки и новости для студентов
- Консультации и занятия
- Заикание у детей. Реабилитационная система Садовниковой Е.Н.
- Книга «Заикание с позиций логопсихокоррекционного подхода»
- Самоизоляция. Купирование инициального заикания.
- Научно-популярные статьи
- Контакты
Выходные данные: Садовникова Е.Н. К вопросу о роли нарушения общения в генезе заикания./ Коррекционная педагогика – 2007. — №6. С.48-54.
К вопросу о роли нарушения общения в генезе заикания.
К.п.н. Садовникова Е.Н. доцент каф. логопедии.МГПУ.
Эта статья посвящена как моим коллегам-логопедам, дефектологам, психологам, преподавателям и воспитателям, работающим в сфере коррекционной педагогики, так и, прежде всего, родителям детей с заиканием и дошкольников, входящих в группу риска.
В современном мире появляется всё больше факторов, способствующих увеличении процента лиц с этим полимодальным нарушением. Попытаемся рассмотреть данные факторы несколько подробнее.
- Не соответствующие возрасту требования и информационные перегрузки. Дети преддошкольного и дошкольного возраста, особенно в крупных городах, подвергаются всё большему и большему давлению со стороны средств массовой информации. В последнее время наметилась тенденция к увеличению относительного количества времени, проведённого ребёнком перед экраном телевизора. В первую очередь эта тенденция связана с увеличением числа принимаемых техническими средствами каналов, с появлением большого количества импортных и отечественных мультфильмов, фильмов и развлекательных программ, как для взрослых, так и для детей. Часто дети оказываются пассивными зрителями фильмов таких жанров, как: триллеры, детективы, боевики и так далее. Под воздействием такой эфирной продукции в определённой степени формируется мировоззрение наших детей, возникает нервное истощение, появляются страхи, и так характерные для этого возраста[1].
Во-вторых, в настоящее время серьёзно повысились требования к детям при их поступлении в школу, поэтому многие родители начинают «подготовку к школе заблаговременно». Например, сейчас резко увеличилось число читающих дошкольников 4-рёхлетнего возраста Попытки формирования учебной деятельности и логического мышления с 3- ёх – 4-ёх лет не могут серьёзно не отразиться на психике ребёнка.(Запорожец А.В.[10] «, Д.Б. Эльконин [19] ). Ещё одной опасностью является раннее обучение иностранным языкам, т. е. такое обучение которое происходит на фоне ещё несформированных навыков речевого общения на родном языке. [13]
- Проблема раннего обучения иностранным языкам тесно связана с факторомдвуязычия. Постоянно увеличивается количество семей с двуязычием. Это происходит а) из-за всё возрастающего интереса представителей других национальностей, проживающих в РФ, к родному языку и культуре вообще, б) из-за большого потока беженцев, прибывших из так называемых «горячих регионов», которые должны адаптироваться к общению в русскоговорящей среде. На всероссийском совещании посвящённом теме «Совершенствование коррекционно-педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида», состоявшемся 14-16 декабря 1999 года, первым заместителем Министра образования Российской Федерации Киселёвым А.Ф. было отмечено, что около 12% детей в начальной школе не знают или недостаточно знают русский язык. Причём этот процент от года к году постоянно растёт. Данный фактор также способствует возникновению заикания.
- Нарушения коммуникации в семье. Особенно актуально звучит вопрос о нарушении коммуникации в семье. В настоящее время социальная обстановка вынуждает многих родителей искать дополнительный заработок или основной заработок, предполагающий длительные отлучки или отъезды. Таким образом один или даже двое родителей могут оказаться в ситуации, затрудняющей им коммуникацию с собственными детьми. Такое положение нередко приводит к формированию чисто формальных отношений в семье, когда родители больше не являются в полном смысле слова воспитателями, а оказываются для своих детей только «снабженцами». У детей в таких семьях разрушается общение с родителями, формируются характерные особенности самооценки и мировоззрения.
Что такое, собственно, заикание, кроме как, согласно классическому (и самому неинформативному) определению: «нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата»[1 ]? Какую роль каждый из известных науке факторов играет в его возникновении? Почему период хронификации заикания составляет около 6-ти месяцев?
Если рассмотреть общую картину нарушений при эволюционном заикании, то мы находим сведения об:
- изменении личности заикающихся [4, 5,6,7,11,13,14,16…],
- нарушении их отношений с социальной средой [4,5,6…],
- факты, говорящие об особенностях программирования речевого высказывания, в частности, использовании более простых синтаксических конструкций, уменьшении количества и длительности пауз хезитации ( пауз внутри синтагмы) и др.[8,12…],
- полученные при помощи аппаратных исследований сведения о нарушении функционирования моторных и эмоциогенных корковых и подкорковых структур[1], а также корковых областей, связанных с речевой памятью[2]
- сведения об ослаблении соматического и психического здоровья лиц с заиканием (уменьшение физической выносливости, частые заболевания, неврозы, особенности вегетативных реакций и др.)[1,12,18].
- данные о нарушении как физиологического, так и речевого дыхания[1.13,18]/
Как все эти факты собрать в единую динамическую картину? Что является необходимой предпосылкой для возникновения такого полимодального нарушения?
Исследования взрослых заикающихся помогли выявить эту картину в статике, но не смогли, на наш взгляд, убедительно подвести нас к пониманию первопричины.
Одна из основных первопричин выявляется, когда мы начинаем изучать данные обследования заикающихся дошкольников. Нарушение фонетико-фонематических процессов, программирования речевого высказывания как основные причины приходится учесть, но отклонить в качестве постоянного, единственного и пускового фактора, т.к. не все дети с ФН. ФФН, ОНР или ЗПР испытывают трудности с темпо-ритмической стороной речи, тем более, не у каждого из них появляется заикание. В то же время у многих заикающихся дошкольников 4-5-ти лет нет выраженных признаков данных нарушений. Генетический фактор очень значим, но отмечается далеко не во всех случаях заикания. В подавляющем большинстве всех случаев заикания у дошкольников отмечается один общий фактор – это нарушение общения. Причём, сначала нарушение общения выявляется в самих семьях заикающихся детей.[4,9,11,17].
Согласно нашим исследованиям [17] в группе заикающихся дошкольников (от 4,5 до 7 лет) 50% детей имели низкий социометрический статус (адаптировано-отвергаемые и отвергаемые). По данным рисуночных тестов 90% участников группы обнаружили выраженное нарушение общения в семье, в коллективе сверстников или и там, и там. Только 10% детей – показали незначительные признаки нарушения общения. ( См. график 1). Выявилась определённая зависимость между благополучием в сфере коммуникации с семьёй и социометрическим статусом. Дошкольники, лучше адаптированные в семье, более адаптированы и в коллективе сверстников, они имеют более высокий социметрический статус.
У 70% детей экспериментальной группы была выявлена неустойчивость самооценки, а у 27 % — её занижение или завышение.
Исследование характера фрустрационных реакций заикающихся дошкольников на проективные проблемные коммуникативные ситуации при помощи теста З. Розенцвейга показало высокий процент реакций по препятственно-доминантному типу и, конкретно, реакций фрустрации, и заниженный процент реакций эго-защитного типа. Особенно такая картина реакций выражена в группе адаптировано-отвергаемых и отвергаемых (вспомним, что таких детей 50% от всего числа испытуемых).
В.П. Добридень [6] отмечает, что заикающиеся дошкольники задерживаются на более ранних формах общения: ситуативно-личностной и ситуативно-деловой. Запаздывание в формировании у них внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения приводит к затруднениям в создании более объективной картины мира и психологических портретов партнёров по коммуникации. У большинства заикающихся дошкольников оказывается недоразвитой ролевая игра, способность принимать и исполнять роли, варьировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Волкова Г.А.[4], Дьякова Е.А.[8], Захаров А.И[11]. отмечают особенности детско-родительских отношений в таких семьях, выделяя, преимущественно тенденцию к подавлению самостоятельности и речевой активности детей и психической неуравновешенности самих родителей.
Такие результаты исследований убедительно подтверждают, что, хотя у дошкольников с заиканием редко наблюдаются логофобии, но уже имеется нарушение общения и связанные с ним изменения личности. И, приходя к этому выводу, мы должны вспомнить психотерапевтический подход к реабилитации заикающихся, основоположником которого является К.М. Дубровский. Он говорил, что заикание – это нарушение общения. Его работы положили начало созданию логопсихотерапевтического направления, которое отражено в исследованиях авторов школ Ю.Б. Некрасовой и Л.З.Арутюнян [ ].
Приведу определение Юлии Борисовны Некрасовой. Она представляет заикание как нарушение общения, связанное с нарушением психологической обратной связи в результате феноменов: кинези, эхо и зеркало (искажения сигналов кинестетической и аудиовизуальной обратной связи).
Причём такое искажение, на наш взгляд, преимущественно, носит и в дальнейшем всё более и более приобретает субъективный, условнорефлекторный характер. Впрочем, у детей с ОНР в анамнезе часто наблюдаются и признаки реальной апраксии.
Итак, если принять нарушение общения за необходимую предпосылку возникновения и хронификации заикания, то мы, предположительно, можем представить механизм возникновения данного нарушения в схеме 1. Схему следует читать справа налево.
Неправильные стереотипы поведения членов семьи , а именно: отсутствие общей стратегии воспитания, безразличие к детям , подавление, сверхопека и пр. — приводят к возникновению нарушения общения в семье. Семья же, осознанно или неосознанно, является для младшего дошкольника сверхценностью. Ещё 150-200 лет назад ребёнок без семьи , практически, не имел шансов выжить.
Каждый ребёнок интуитивно ощущает наличие в семье нарушения общения, но не знает, как с этим бороться и, как правило, не ищет осознанно путей этой борьбы. Его опыт слишком мал, чтобы предложить какой-либо эффективный путь.
Справедливости ради надо сказать, что конфликт в семейных отношениях может быть спровоцирован субъективным восприятием ситуации со стороны самого ребёнка. Такое нередко происходит при появлении брата или сестры. Родители большую часть своего внимания переносят на младенцев, появившихся в семье, тогда как старший ребёнок может посчитать это признаком нелюбви к нему, отчуждения и т.д.
Дошкольник начинает невольно концентрироваться на гиперзадаче адаптации в семье. Эта концентрация отвлекает его от других задач, например, от наблюдения за окружающими людьми и их речью, от апробирования образцов собственной речи, проверки своих речевых возможностей. Круг внимания у такого ребёнка сужен. Карта мира[1] ограничена, что отражается в метамодели языка [2]. Формируется комплекс отрицательных психических состояний, всё чаще сопровождающий ситуации коммуникации. Появляется психологическая усталость, мышечная зажатость, могут возникнуть вегетативные расстройства (нарушения сна, аппетита и др), страхи (боязнь Бабы-Яги, чудища под кроватью, беспредметная тревожность и др.). Часто этот комплекс способствует астенизации организма. Ребёнок «не оправдывает ожидания родителей», что ещё усугубляет нарушение общения в семье.
На данном фоне появляются «факторы второго звена» : затруднения при отборе элементов для собственного высказывания, гиперсамоконтроль, субъективная неудовлетворённость результатом речи ( речевое высказывание не имело нужного эффекта, было проигнорировано, было оценено как «нескладное», не выразило нужную мысль и пр.). В три года активно формируется самооценка, начинают складываться отношения со сверстниками. А детям с нарушением общения в семье эти процессы даются с большим трудом. У большого числа таких дошкольников возникает нарушение общения в коллективе сверстников.
Теперь, особенно при наличии предрасполагающих причин, например: парциального левшества, наследственной предрасположенности, речевых нарушений и пр. — достаточно появиться пусковой причине: тяжёлой болезни, аллергической реакции, контакту с заикающимся лицом, острой психотравме, ятрогении из-за некорректного высказывания врача и др. Тогда может начаться заикание. Причём, страх речи как таковой в дошкольном возрасте отмечается гораздо реже, чем у более взрослых личностей. Однако отрицательные психические состояния в момент коммуникации присутствуют как правило. Из-за них страдает даже развитие невербальных навыков общения.
Проблемы с речью становятся явственными. Ребёнок уже предвосхищает появление судорог. Его личностно-коммуникативные особенности, сформировавшиеся в семье, препятствуют проявлению его самостоятельной активности при устранении признаков заикания.
Заикание закрепляется не сразу. В течение первого месяца оно довольно легко обратимо простыми логопедическими мерами. Хронифицируется оно, приблизительно, ближе к 6-ти месяцам. В первое время заикание субъективно воспринимается дошкольником как «удачная попытка адаптации» и образует обратные связи, влияя на все вышеперечисленные факторы, что видно на схеме. Заикающийся ребёнок, действительно, начинает обращать на себя внимание семьи, даже вызывать чувство вины у родителей, однако ситуацию с нарушением общения в семье это меняет редко. Стереотипы поведения так и остаются стереотипами. Прочие же факторы стремительно набирают силу. После нескольких месяцев, даже если ребёнок осознает негативную роль заикания в его жизни, то у него уже не хватит воли и умения бороться со всем комплексом нарушений, возникающих при заикании.
Итак, хронифицировавшееся заикание — это сложный комплекс в первую очередь, личностных, поведенческих и речевых проблем, для решения которых, на наш взгляд, необходим междисциплинарный подход, совмещающий логопедическое и психотерапевтическое воздействие в ходе одних и тех же методов и приёмов. В 2001-м г.нами впервые была разработана и представлена такая система для старших дошкольников в рамках логопсихотерапевтического направления.
Литература.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. — «Молодая гвардия», М., 1998.— 304с.
- Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии./В 2-ух томах. — АО «Институт личности», СПб., 1993.—I т.- 201с., II т.- 220с.
- Визель Т.Г. Нейролингвистическая концепция коррекции ритма речи// Материалы конференции с межд. уч-м «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития» МГПУ , II т. — М. 2005 – С.75-82.
- Волкова Г.А. Взаимоотношения в семье заикающегося ребёнка.// Заикание: проблемы теории и практики./ МПГУ им. В.И. Ленина. Под ред. Л.И. Беляковой.—«Прометей», М., 1992.—С.88-100.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. —Изд. МГУ, М., 1987.— 148с.
- Добридень В. П. Сиситема психокоррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста./ Автореферат диссертации … канд. педагогических наук./ МПГУ им. В.И. Ленина. — М., 1999.— 16с.
- Дубровский К.М. Методика директивного группового внушения.//Сб. Психотерапия в курортологии.— Киев., 1966.- С. 233-235.
- Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся.// Заикание: проблемы теории и практики. — «Прометей», М.,1992.—С. 38-50.
- Дьякова Е.А. Особенности речевого воспитания в семьях детей, страдающих заиканием.// Материалы конференции с межд. уч-м «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития» МГПУ , II т. — М. 2005—С.110-124.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.// Возрастная и педагогическая психология. —Изд. МГУ., М., 1992.— С. 173-190.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. —«Союз», СПб., 1998.— 336с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — «Просвещение», М., 1968.—367с.
- Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — «Медицина», М., 1988.—184с.
- Некрасова Ю.Б. Применение комплексного ( логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. /Автореферат дис. канд. пед. наук./ Московский гос. Пед. ин-т им. В.И. Ленина.— М.,1968. — 18с.
- Некрасова Ю.Б «Психологические основы процесса социореабилитации», /Автореферат диссертации… доктора психологических наук,/ Псих. ин-т РАО — М., 1992 .— 45с.
- Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям./Дисс. …канд. пед. наук ./ МПГУ им В.И.Ленина.— М., 1995.— 179с. и прил.
- Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста../ Авт-т дисс. канд. пед. наук. — М., 2001., 26с.
- Селивёрстов В.И. Заикание у детей.— «Просвещение», М., 1972.— 159с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры.// Возрастная и педагогическая психология. —Изд. МГУ., М., 1992.— С.63-78.
[1] Термин НЛП. Означает объём и структуру представлений о мире и о себе, которой пользуется человек.
[2] Метамодель языка — идеальная модель речевого планирования , широко и правильно использующая языковые возможности. Искажения метамодели языка (например, неправомерные обобщения) указывают на искажение и неадаптивность карты мира человека[2].
[1] Помимо информационной перегрузки мы в данном случае должны отметить и негативное влияние на здоровье и психическое состояние детей электромагнитного поля, распространяющегося от телевизионных экранов, компьютеров, печей СВЧ и других бытовых приборов. Электромагнитные поля отрицательно влияют на работу шишковидной железы, выделяющей гормон мелатонин, который обеспечивает крепкий полноценный сон и способствует укреплению здоровья. / «Гормон вечной молодости» Матевосян С. Н.// Ж. «Здоровье» январь 2000.— С.46-47. /
[2] Доклад Ж.М. Глозман (соавт.: Вартанов А.В., Кисельников А.А., Карпова Н.Л.) «Мозговые механизмы восстановления речи при коррекции заикания.» // Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании. —М-С., 2006 –С.259-262.
Схемы и графики из статьи.

