Вариант системы реабилитации заикающихся дошкольников в рамках школы Ю.Б.Некрасовой (статья)

 

Выходные данные:

Садовникова Е.Н. Вариант системы реабилитации заикающихся дошкольников в рамках школы Ю.Б. Некрасовой. //Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании. :Сб.материалов н/п конференции памяти Ю.Б. Некрасовой (от 14 октября).   ПИ РАО. — М.-Самара: 2006.  — С.182-186

 

Уважаемые коллеги, очень символично то обстоятельство, что эта конференция собрала и тех, кто знал Юлию Борисовну лично, и тех, кто учился по её работам и у её учеников. Это означает, что её дело живёт — живёт и развивается её школа, основанная на целительной силе межличностного общения.  Меня, как и многих, в её деле всегда привлекала  человечность подхода к личности, причём не внешняя и слащавая, а глубинная, деятельная, направленная на активизацию спящего в человеке потенциала, на гармонизацию его отношений с самим собой и с обществом.

Я начинала свои исследования под руководством Е.Ю. Рау — ученицы Ю.Б. Некрасовой. Она первая познакомила меня с логопсихотерапевтическим подходом к проблеме заикания. Мне также посчастливилось знать Юлию Борисовну лично и видеть, как она работает.

Позднее эти исследования и впечатления  были дополнены и систематизированы, в результате чего нами была создана и апробирована личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста..

Мы  впервые предложили систему реабилитации для заикающихся дошкольников, которая, на наш взгляд, отвечает духу и принципам Некрасовской школы (1968). И мы надеемся, что внедрение этой системы поможет развеять миф о «непреодолимости заикания», к сожалению, ещё бытующий  в среде педагогов, сталкивающихся с рядом психологических проблем у таких детей.

Опираясь на принципы коррекции“нарушений речевого общения”, Юлии Борисовны (1985),  мы особо выделяли два из них: принцип логопсиходиагностики и принцип опосредования (психологического и педагогического воздействия). Поэтому мы выдвинули следующую  гипотезу: cочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение  методов и приемов логопедии и психокоррекции в процессе  реабилитации заикающихся дошкольников, базирующиеся на данных дифференциально-диагностического психолого-педагогического исследования, оказывают эффективное влияние не только на устранение заикания, но и на абилитацию и реабилитацию личности заикающегося дошкольника в целом.

Предложенная нами система включает:

  • дифференциально-диагностическое исследование характеристик речи, коммуникативного поведения и личности каждого ребёнка, т.е. логопсиходиагностику,
  • и личностно-ориентированный психолого-педагогический реабилитационный курс.

Участниками   исследования были заикающиеся дети среднего и старшего дошкольного возраста / 4,5- 6 лет /, посещавшие  д/с №1654 ВУО и д/с № 1678 ЦУО г. Москвы. В экспериментальной группе из 30-ти ч. было 47% испытуемых с неврозоподобной формой заикания и 53% — с невротической формой заикания. Обучающий эксперимент длился 4,5 месяца. В контрольной группе из 20-ти ч. находилось 45% детей с неврозоподобной формой заикания и 55% с невротической формой.  Работа в данной группе велась в течение 8,5-9 месяцев по традиционной логопедической программе, предложенной С.А. Мироновой (1979).

Логопсиходиагностика  дополняла основное психолого-педагогическое исследование. В целях выявления эффективности предлагаемой нами системы, был проведён констатирующий лонгитюдинальный эксперимент, в задачи которого входило определить:

  • речевой статус, а именно, особенности проявления заикания: степень тяжести (в контрольной и экспериментальной группах), форму и тип судорог (в экспериментальной группе);
  • характеристики личностно-коммуникативного статуса экспериментальной группы, отражающие особенности адаптации детей в микросоциальной среде: социометрический статус и другие особенности взаимоотношений  ребёнка в коллективе сверстников и в семье, характеризующие общение; самооценку; характер его фрустрационных реакций, а также особенности формирования  психической установки, опосредствованной словесным воздействием.

Нами были использованы соответствующие аспектам исследования  методы:

Исследование речевого статуса экспериментальной и контрольной групп проводилось путём педагогической оценки выполнения логопедических проб, направленных на выявление зависимости проявлений заикания от степени самостоятельности речи.

Исследование коммуникативного поведения экспериментальной группы предполагало:

  • проведение социометрического исследования группы,
  • использование рисуночных тестов на темы: «Моя семья», «Мы играем» для исследования особенностей взаимоотношений заикающегося ребёнка в семье и коллективе сверстников, дополнительно характеризующих общение.

Исследование личностного статуса экспериментальной группы проводилось путём:

  • использования рисуночного теста «Автопортрет» и сопоставления его данных с другими рисуночными тестами для исследования самооценки,
  •  использования детского варианта проективной тестовой методики фрустрационной толерантности С. Розенцвейга для исследования фрустрационных реакций испытуемых заикающихся данной группы на проективные проблемные речевые ситуации;
  •  исследования особенностей фиксации психической установки с помощью использования традиционных тестов.

 Все результаты этих методов сопоставлялись между собой,  с данными наблюдения и  психолого-педагогического интервью с родителями дошкольников.

На основе полученных данных мы могли построить профили и представить более или менее точную картину речевых и психических проблем, как групп детей, так и каждого дошкольника в отдельности. Кроме того, пользуясь терминологией Ю.Б.Некрасовой (1992), мы искали «картину здоровья», то есть те предпосылки (особенности личности и её окружения), которые могли бы  способствовать процессу реабилитации ребёнка.

Результаты первичного исследования показали наличие серьёзных нарушений  речевого статуса, а также выраженных нарушений коммуникативного поведения, как в коллективе сверстников, так и в домашнем кругу, во многом обусловленных рядом негативных особенностей личности заикающихся дошкольников (неустойчивой самооценкой, склонностью к реакциям фрустрации и стресса, зачастую неумением себя защищать, быстротой формирования стойкой установки). Такие данные позволяют рассматривать проявления заикания как сочетание взаимонарушений речевого статуса, коммуникативного поведения и личности заикающихся дошкольников.

Личностно-ориентированный реабилитационный курс для заикающихся дошкольников старшего возраста  делился на три основных этапа:

Подготовительный этап длился 3 недели и был направлен на выработку устойчивой мотивации, определенного психического «состояния готовности» к предстоящему процессу реабилитации как у заикающихся дошкольников, так и у их родителей. Работа велась по двум направлениям:  I — создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования правильных коммуникативно-речевых навыков  и II — формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.

Кроме традиционных логопедических приёмов, были использованы метод создания рече-ролевых образов, сочетающий элементы логопедии и библиотерапии в процессе работы со сказкой, предложенный Е.Ю. Рау (1992), косвенная психокоррекция через демонстрацию серии математических фокусов и других манипуляций, вызывающих удивление и восхищение дошкольников, элементы кинезитерапии и рациональной психокоррекции детей и родителей.

Этап основополагающего установочного занятия  был направлен на создание определенного “психического состояния успеха”, обусловленного первой “речевой победой”(Ю.Б. Некрасова). Он длился 45-55 мин.. Данный этап представлял модифицированный вариант занятия, предложенного для заикающихся дошкольников Е.Ю. Рау (1992). Были использованы сочетания элементов эмоционально-стрессовой и рациональной психокоррекции с отработкой логопедических приёмов, облегчающих судорожные состояния мышц периферического речедвигательного аппарата, и метод создания рече-ролевых образов, сочетающий элементы логопедии и библиотерапии в процессе работы со сказкой (Е.Ю.Рау.)

Этап активного логопедического и психокоррекционного воздействия был направлен на реабилитацию заикающихся дошкольников через формирование и закрепление вербальных и невербальных умений и навыков общения на фоне продуктивных  психических состояний. Он занимал 3,5-4 месяца. Этап включал 2 цикла занятий: основной цикл и  закрепляющий цикл. Работа проводилась в уже представленных выше направлениях, причём II направление мы считаем залогом эффективности нашего курса, поэтому остановимся на нём подробнее… Оно заключалось в формировании коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.   В его задачи входило  активное формирование и обеспечение преемственности продуктивных психических состояний в сочетании с развитием и совершенствованием: навыков вербальной и невербальной коммуникации, а также игры, моторики, навыков релаксации, графо-моторных умений, становлением новой коммуникативной атмосферы в семье ребёнка.

Второе направление работы предполагало взаимопроникновение логопедического и психокоррекционного воздействий. В его рамках использовались комбинированные методы и приёмы. Их особенность заключалась во введении любых видов функциональных тренировок речи в общее психокоррекционное содержание работы. Для развития сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции на данном этапе был предложен ряд комбинированных методов и приёмов. К ним относятся разработанная нами система специальной релаксации, усовершенствованный нами же аутотренинг И.Г.Выгодской и группы её коллег (1993), сочетания элементов кинезитерапии и логопедической работы, комбинации логопедического и психокоррекционного воздействия на базе элементов библиотерапии, а также психокоррекции с помощью рисунка, комбинированные (логопсихокоррекционные) игры и работа в процессе театрального творчества.

Результаты исследования в динамике показали значительное улучшение речи и положительные изменения личностно-коммуникативных особенностей  заикающихся дошкольников. Так, при вторичном исследовании у 83% детей экспериментальной группы была отмечена «практически здоровая речь», а у 17% наблюдались незначительные остаточные проявления заикания. Из  контрольной группы только 10% детей при вторичном обследовании в конце года обнаружили «практически здоровую речь».

 Исследование особенностей коммуникативного поведения в динамике  позволило зафиксировать улучшение адаптации детей и признаки гармонизации процесса общения.

При повторном социометрическом  исследовании экспериментальной группы увеличилось число лидеров  и адаптированных,а число  адаптированно-отвергаемых и отвергаемых уменьшилось с 50% до 17%.

При повторном исследовании с помощью рисуночных тестов не было отмечено детей с значительными признаками нарушением общения, составлявшими прежде 90% группы. Лидеры и предпочитаемые, составляли в плане общения, и особенно общения в семье, более благополучную группу, а адаптированно-отвергаемые и отвергаемые менее благополучную. Положительная динамика в плане общения наблюдалась в 100% случаев.

 Была установлена положительная динамика типичных фрустрационных реакций, демонстрирующая усиление адаптивных черт личности: снижение показателей конфликтности, тревожности и фрустрированности заикающихся дошкольников, повышение самостоятельности, решительности и терпимости.

Положительная динамика самооценки наблюдалась в 97% случаев.

Т. о., можно говорить об эффективности нашей реабилитационной системы.

 

Прокрутить вверх
Optimized with PageSpeed Ninja