- Главная
- Обо мне
- Новости
- Отзывы о курсе для заикающихся детей
- Публикации
- Полезные ссылки и новости для студентов
- Консультации и занятия
- Заикание у детей. Реабилитационная система Садовниковой Е.Н.
- Книга «Заикание с позиций логопсихокоррекционного подхода»
- Самоизоляция. Купирование инициального заикания.
- Научно-популярные статьи
- Контакты
Вариант системы реабилитации заикающихся дошкольников в рамках школы Ю.Б.Некрасовой (статья)
Выходные данные:
Садовникова Е.Н. Вариант системы реабилитации заикающихся дошкольников в рамках школы Ю.Б. Некрасовой. //Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании. :Сб.материалов н/п конференции памяти Ю.Б. Некрасовой (от 14 октября). ПИ РАО. — М.-Самара: 2006. — С.182-186
Уважаемые коллеги, очень символично то обстоятельство, что эта конференция собрала и тех, кто знал Юлию Борисовну лично, и тех, кто учился по её работам и у её учеников. Это означает, что её дело живёт — живёт и развивается её школа, основанная на целительной силе межличностного общения. Меня, как и многих, в её деле всегда привлекала человечность подхода к личности, причём не внешняя и слащавая, а глубинная, деятельная, направленная на активизацию спящего в человеке потенциала, на гармонизацию его отношений с самим собой и с обществом.
Я начинала свои исследования под руководством Е.Ю. Рау — ученицы Ю.Б. Некрасовой. Она первая познакомила меня с логопсихотерапевтическим подходом к проблеме заикания. Мне также посчастливилось знать Юлию Борисовну лично и видеть, как она работает.
Позднее эти исследования и впечатления были дополнены и систематизированы, в результате чего нами была создана и апробирована личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста..
Мы впервые предложили систему реабилитации для заикающихся дошкольников, которая, на наш взгляд, отвечает духу и принципам Некрасовской школы (1968). И мы надеемся, что внедрение этой системы поможет развеять миф о «непреодолимости заикания», к сожалению, ещё бытующий в среде педагогов, сталкивающихся с рядом психологических проблем у таких детей.
Опираясь на принципы коррекции“нарушений речевого общения”, Юлии Борисовны (1985), мы особо выделяли два из них: принцип логопсиходиагностики и принцип опосредования (психологического и педагогического воздействия). Поэтому мы выдвинули следующую гипотезу: cочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение методов и приемов логопедии и психокоррекции в процессе реабилитации заикающихся дошкольников, базирующиеся на данных дифференциально-диагностического психолого-педагогического исследования, оказывают эффективное влияние не только на устранение заикания, но и на абилитацию и реабилитацию личности заикающегося дошкольника в целом.
Предложенная нами система включает:
- дифференциально-диагностическое исследование характеристик речи, коммуникативного поведения и личности каждого ребёнка, т.е. логопсиходиагностику,
- и личностно-ориентированный психолого-педагогический реабилитационный курс.
Участниками исследования были заикающиеся дети среднего и старшего дошкольного возраста / 4,5- 6 лет /, посещавшие д/с №1654 ВУО и д/с № 1678 ЦУО г. Москвы. В экспериментальной группе из 30-ти ч. было 47% испытуемых с неврозоподобной формой заикания и 53% — с невротической формой заикания. Обучающий эксперимент длился 4,5 месяца. В контрольной группе из 20-ти ч. находилось 45% детей с неврозоподобной формой заикания и 55% с невротической формой. Работа в данной группе велась в течение 8,5-9 месяцев по традиционной логопедической программе, предложенной С.А. Мироновой (1979).
Логопсиходиагностика дополняла основное психолого-педагогическое исследование. В целях выявления эффективности предлагаемой нами системы, был проведён констатирующий лонгитюдинальный эксперимент, в задачи которого входило определить:
- речевой статус, а именно, особенности проявления заикания: степень тяжести (в контрольной и экспериментальной группах), форму и тип судорог (в экспериментальной группе);
- характеристики личностно-коммуникативного статуса экспериментальной группы, отражающие особенности адаптации детей в микросоциальной среде: социометрический статус и другие особенности взаимоотношений ребёнка в коллективе сверстников и в семье, характеризующие общение; самооценку; характер его фрустрационных реакций, а также особенности формирования психической установки, опосредствованной словесным воздействием.
Нами были использованы соответствующие аспектам исследования методы:
Исследование речевого статуса экспериментальной и контрольной групп проводилось путём педагогической оценки выполнения логопедических проб, направленных на выявление зависимости проявлений заикания от степени самостоятельности речи.
Исследование коммуникативного поведения экспериментальной группы предполагало:
- проведение социометрического исследования группы,
- использование рисуночных тестов на темы: «Моя семья», «Мы играем» для исследования особенностей взаимоотношений заикающегося ребёнка в семье и коллективе сверстников, дополнительно характеризующих общение.
Исследование личностного статуса экспериментальной группы проводилось путём:
- использования рисуночного теста «Автопортрет» и сопоставления его данных с другими рисуночными тестами для исследования самооценки,
- использования детского варианта проективной тестовой методики фрустрационной толерантности С. Розенцвейга для исследования фрустрационных реакций испытуемых заикающихся данной группы на проективные проблемные речевые ситуации;
- исследования особенностей фиксации психической установки с помощью использования традиционных тестов.
Все результаты этих методов сопоставлялись между собой, с данными наблюдения и психолого-педагогического интервью с родителями дошкольников.
На основе полученных данных мы могли построить профили и представить более или менее точную картину речевых и психических проблем, как групп детей, так и каждого дошкольника в отдельности. Кроме того, пользуясь терминологией Ю.Б.Некрасовой (1992), мы искали «картину здоровья», то есть те предпосылки (особенности личности и её окружения), которые могли бы способствовать процессу реабилитации ребёнка.
Результаты первичного исследования показали наличие серьёзных нарушений речевого статуса, а также выраженных нарушений коммуникативного поведения, как в коллективе сверстников, так и в домашнем кругу, во многом обусловленных рядом негативных особенностей личности заикающихся дошкольников (неустойчивой самооценкой, склонностью к реакциям фрустрации и стресса, зачастую неумением себя защищать, быстротой формирования стойкой установки). Такие данные позволяют рассматривать проявления заикания как сочетание взаимонарушений речевого статуса, коммуникативного поведения и личности заикающихся дошкольников.
Личностно-ориентированный реабилитационный курс для заикающихся дошкольников старшего возраста делился на три основных этапа:
Подготовительный этап длился 3 недели и был направлен на выработку устойчивой мотивации, определенного психического «состояния готовности» к предстоящему процессу реабилитации как у заикающихся дошкольников, так и у их родителей. Работа велась по двум направлениям: I — создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования правильных коммуникативно-речевых навыков и II — формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.
Кроме традиционных логопедических приёмов, были использованы метод создания рече-ролевых образов, сочетающий элементы логопедии и библиотерапии в процессе работы со сказкой, предложенный Е.Ю. Рау (1992), косвенная психокоррекция через демонстрацию серии математических фокусов и других манипуляций, вызывающих удивление и восхищение дошкольников, элементы кинезитерапии и рациональной психокоррекции детей и родителей.
Этап основополагающего установочного занятия был направлен на создание определенного “психического состояния успеха”, обусловленного первой “речевой победой”(Ю.Б. Некрасова). Он длился 45-55 мин.. Данный этап представлял модифицированный вариант занятия, предложенного для заикающихся дошкольников Е.Ю. Рау (1992). Были использованы сочетания элементов эмоционально-стрессовой и рациональной психокоррекции с отработкой логопедических приёмов, облегчающих судорожные состояния мышц периферического речедвигательного аппарата, и метод создания рече-ролевых образов, сочетающий элементы логопедии и библиотерапии в процессе работы со сказкой (Е.Ю.Рау.)
Этап активного логопедического и психокоррекционного воздействия был направлен на реабилитацию заикающихся дошкольников через формирование и закрепление вербальных и невербальных умений и навыков общения на фоне продуктивных психических состояний. Он занимал 3,5-4 месяца. Этап включал 2 цикла занятий: основной цикл и закрепляющий цикл. Работа проводилась в уже представленных выше направлениях, причём II направление мы считаем залогом эффективности нашего курса, поэтому остановимся на нём подробнее… Оно заключалось в формировании коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности. В его задачи входило активное формирование и обеспечение преемственности продуктивных психических состояний в сочетании с развитием и совершенствованием: навыков вербальной и невербальной коммуникации, а также игры, моторики, навыков релаксации, графо-моторных умений, становлением новой коммуникативной атмосферы в семье ребёнка.
Второе направление работы предполагало взаимопроникновение логопедического и психокоррекционного воздействий. В его рамках использовались комбинированные методы и приёмы. Их особенность заключалась во введении любых видов функциональных тренировок речи в общее психокоррекционное содержание работы. Для развития сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции на данном этапе был предложен ряд комбинированных методов и приёмов. К ним относятся разработанная нами система специальной релаксации, усовершенствованный нами же аутотренинг И.Г.Выгодской и группы её коллег (1993), сочетания элементов кинезитерапии и логопедической работы, комбинации логопедического и психокоррекционного воздействия на базе элементов библиотерапии, а также психокоррекции с помощью рисунка, комбинированные (логопсихокоррекционные) игры и работа в процессе театрального творчества.
Результаты исследования в динамике показали значительное улучшение речи и положительные изменения личностно-коммуникативных особенностей заикающихся дошкольников. Так, при вторичном исследовании у 83% детей экспериментальной группы была отмечена «практически здоровая речь», а у 17% наблюдались незначительные остаточные проявления заикания. Из контрольной группы только 10% детей при вторичном обследовании в конце года обнаружили «практически здоровую речь».
Исследование особенностей коммуникативного поведения в динамике позволило зафиксировать улучшение адаптации детей и признаки гармонизации процесса общения.
При повторном социометрическом исследовании экспериментальной группы увеличилось число лидеров и адаптированных,а число адаптированно-отвергаемых и отвергаемых уменьшилось с 50% до 17%.
При повторном исследовании с помощью рисуночных тестов не было отмечено детей с значительными признаками нарушением общения, составлявшими прежде 90% группы. Лидеры и предпочитаемые, составляли в плане общения, и особенно общения в семье, более благополучную группу, а адаптированно-отвергаемые и отвергаемые менее благополучную. Положительная динамика в плане общения наблюдалась в 100% случаев.
Была установлена положительная динамика типичных фрустрационных реакций, демонстрирующая усиление адаптивных черт личности: снижение показателей конфликтности, тревожности и фрустрированности заикающихся дошкольников, повышение самостоятельности, решительности и терпимости.
Положительная динамика самооценки наблюдалась в 97% случаев.
Т. о., можно говорить об эффективности нашей реабилитационной системы.