На правах рукописи.

 

САДОВНИКОВА

Елена Николаевна

 

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ  ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Специальность:  13. 00. 03 —коррекционная педагогика  (логопедия).

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук.

 

Москва — 2001

Работа выполнена в Московском городском педагогическом университете Московского Комитета образования на кафедре логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии.

 

      Научный руководитель — кандидат педагогических наук,

      профессор Оганесян Евгений Вазгенович.

      Научный консультант —   кандидат педагогических наук,

                   доцент Рау Елена Юрьевна.

 

Официальные оппоненты:       доктор педагогических наук,

                                                    старший научный сотрудник

                                                     Орлова Ольга Святославовна,

 

           кандидат педагогических наук,

                                                 доцент Парамонова Людмила Георгиевна.

 

Ведущая организация — Московский государственный открытый  педагогический университет им. М. А. Шолохова.

 

Защита состоится «_30_»___ноября___2001 года в _______ часов  на заседании диссертационного совета К 850.007.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Московском городском педагогическом университете Московского Комитета образования по адресу: 129 226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, дом 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского педагогического университета.

 

Автореферат разослан «____»________________ 2001г.

 

Учёный секретарь диссертационного совета,                              

кандидат педагогических наук, доцент                                    Дьякова Е.А.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до З% населения,    и, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания  продолжает оставаться актуальной. Особенно необходимо повышение эффективности помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте, когда «стаж» заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики.

Проблема состоит в том, что в  процессе логопедической работы специалистам приходится сталкиваться с фактом наличия у заикающихся дошкольников ряда психических особенностей (Беккер К.П., Власова Н.А., Волкова Г.А., Глозман Ж.М., Зайцева Л.А., Захаров А.И., Миссуловин Л.Я., Рау Е.Ю., Селивёрстов В.И.,  и др.). Поскольку имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми затруднениями этих детей, традиционное логопедическое воздействие в процессе их реабилитации оказывается недостаточно эффективным. Так Захаров А.И.  пишет о первичности нарушения процесса формирования межличностных отношений  заикающегося дошкольника и настаивает на необходимости восстановления у него нарушенных навыков общения, умения принимать, играть роли и адекватно выражать свои чувства.

Для коррекции заикания в настоящее время наиболее эффективным признан комплексный метод, предусматривающий логопедическое, психотерапевтическое, психологическое и медикаментозное воздействия.

Однако  в системе образовательных учреждений  (например, школ и детских садов) «…комплексный метод лечения заикания, по сути дела, только декларируется, а, фактически, предлагаются те или иные дидактические приёмы…» (Л.Я.Миссуловин, 1988). Основная часть заикающихся дошкольников, прежде всего, направляется именно в группы  для заикающихся  при специализированных речевых и неспециализированных детских садах, где нет ни врача-психотерапевта, ни психолога.   Поэтому, на наш взгляд,  знание  специалистами-логопедами не только  логопедических, но  и некоторых психокоррекционных методов и приёмов, является рациональным в сложившихся обстоятельствах.

С конца 60-х  годов существует логопсихотерапевтическоенаправление, представляющее собой научно обоснованную комплексную систему логопедических и психокоррекционных воздействий, направленных на реабилитацию заикающихся взрослых и осуществляемых одним специалистом. Данное направление было впервые представлено в работах Некрасовой Ю.Б. и развивается в настоящее время её последователями: Рау Е.Ю. и Карповой Л. З.

По мнению этих авторов, в качестве основополагающей рассматривается концепция о нарушении коммуникации при заикании. В связи с этим психологическим факторам отводится особая роль в процессе перевоспитания не только речи, но и личности людей, страдающих заиканием. Одними из ведущих психологических концепций, положенных в основу теоретической базы этой школы являются общепсихологические идеи Бодалёва А.А. об общении как важнейшем условии и средстве перестройки патологически сформированных стереотипов и теория Жинкина Н.И. о нарушении авторегуляции процессов речепорождения у заикающихся личностей при контроле за этими процессами в условиях общения.  Также  Некрасовой Ю.Б. был выделен ряд принципов психолого-педагогической реабилитации заикающихся подростков и взрослых, основными из которых являются: принцип опосредованияобщепедагогических, логопедических, психологических и психотерапевтических методов и приёмов с целью формирования и пролонгирования продуктивных психических состояний в процессе межличностного общения группы лиц с заиканием и специалиста, и принцип логопсиходиагностики, направленной не только на выявление общей картины речевых и личностно-коммуникативных нарушений, но и на определение «внутренней картины здоровья». Позднее в плане логопсиходиагностического исследования Рау Е.Ю.  была  разработана концепция о связи коммуникативного поведения заикающихся с их индивидуально-типичными фрустрационными характеристиками, которые одновременно лежат в основе появления заикания, влияют на установки личности страдающего заиканием и являются основополагающими для определения форм индивидуальной адаптации каждого человека. В последнее время исследования Карповой Н.Л.  развивают указанное направление в  области работы с семьёй заикающихся лиц с целью создания благоприятной микросоциальной среды.

Данный подход хорошо освещен в литературе, успешно реализуется лишь применительно к подросткам и взрослым и отсутствует применительно к дошкольникам. В связи с этим проблема эффективной комплексной реабилитации заикающихся дошкольников является актуальной.  Один из аспектов этой проблемы — разработка личностно-ориентированной психолого-педагогической реабилитационной системы, что и явилось темой настоящего исследования.

Объект исследования  совершенствование процесса реабилитации заикающихся дошкольников старшего возраста.

 Предмет исследования — содержательные и структурно-операционные особенности коррекционного процесса, направленного на выявление и изменение личностно-коммуникативных характеристик заикающихся детей старшего дошкольного возраста и  включающего целостное сочетание логопедического и психокоррекционного воздействий.

Цель исследования заключалась в разработке, апробации и оценке эффективности личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста, включающей дифференциальную логопедическую и психологическую диагностику и модель личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации.

 В связи с поставленной целью были сформулированы следующиезадачи:

  1. Охарактеризовать теоретические концепции и опыт работы в исследуемой области по данным специальной литературы.
    1. Разработать и провести первичное диагностическое исследование заикающихся дошкольников по следующим параметрам:
  • речевой статус — особенности проявления заикания: степень тяжести (в контрольной и экспериментальной группах), форма и тип судорог (в экспериментальной группе);
  • характеристики личностно-коммуникативного статуса экспериментальной группы, отражающие особенности адаптации детей в микросоциальной среде: социометрический статус и другие особенности взаимоотношений  ребёнка в коллективе сверстников и в семье, характеризующие общение; самооценку; характер его фрустрационных реакций, а также особенности формирования  психической установки, опосредствованной словесным воздействием.

3. Разработать и апробировать модель личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста, направленную на создание устойчивых навыков речевой и психической саморегуляции посредством использования комбинированных методов и приёмов, сочетающих логопедическое и психокоррекционное воздействия, осуществляемые логопедом со специальной подготовкой.

4. Установить эффективность представленной личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

В качестве  гипотезы  исследования мы выдвинули предположение о том, что cочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение  методов и приемов логопедии и психокоррекции в процессе  реабилитации заикающихся дошкольников, базирующиеся на данных дифференциально-диагностического психолого-педагогического исследования, оказывают эффективное влияние не только на устранение заикания, но и на абилитацию и реабилитацию личности заикающегося дошкольника в целом.

В основе методологии исследования лежали диалектический принцип системности, законы диалектики, а также положения в области отечественной дефектологии и психологии о социальной полноценности как конечной целевой точке воспитания (Выготский Л.С.) и  общении как условии и средстве изменения личности и стереотипов её коммуникативного поведения

(Бодалёв А.А.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс экспериментальных методов исследования:

1. Ретроспективный и сопоставительный анализ научной литературы.

2. Использовались методы анализа медицинской и психолого-педагогической документации, наблюдения и психолого-педагогического интервью с родителями.

3.В качестве  основного метода исследования использовался психолого-педагогический лабораторный эксперимент, состоящий из двух частей:

1) сопоставительного констатирующего  лонгитюдинального эксперимента, включающего психолого-педагогическое исследование, проводимое в начале и по окончании реабилитационного курса с использованием:  логопедического анализа, направленного  на выявление особенностей речевого статуса заикающихся дошкольников; социометрического  метода; проективных рисуночных тестов разной тематики («Автопортрет», «Моя семья» и «Мы играем»);  детского варианта теста фрустрационной толерантности С.Розенцвейга; тестовых заданий, направленных на выявление индивидуальных особенностей формирования психических установок;

2) обучающего эксперимента, разработанного в рамках личностно-ориентированной модели реабилитационного курса для заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования представлена междисциплинарным   подходом к анализу сложной структуры дефекта при заикании у детей старшего дошкольного возраста и его коррекции,  предполагающим: оригинальное сочетание  логопедической  и психологической диагностики отклонений в формировании   личности заикающихся детей дошкольного возраста и разработку и научное обоснование модели личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

 В отличие от логопсихотерапевтических систем, разработанных для подростков и взрослых,  данная система реализует принцип принятия(Г.Лендрет), заключающийся в запрете прямой негативной оценки самого ребёнка,  и принцип учёта возрастных особенностей дошкольников, который отражается в качественном и количественном изменении учебной нагрузки.

Теоретическая значимость исследования подтверждается тем, что:

— раскрыты особенности личности и коммуникативного поведения заикающихся дошкольников, способствующие или препятствующие их полноценной социальной адаптации;

— экспериментальным путём установлена необходимость применительно к дошкольному возрасту повышения уровня научного анализа сложной структуры дефекта при заикании посредством использования междисциплинарной диагностики, позволяющей включить в него не только общее и типичное в исследовании феномена заикания, но и единичное, уникальное в  личности заикающихся дошкольников;

— разработаны, научно обоснованы и экспериментально подтверждены  психолого-педагогические условия построения и использования такой дифференциальной диагностики  и моделирования личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации для заикающихся дошкольников старшего возраста, в основе которого  дифференцированный междисциплинарный подход.

Практическая значимость  исследования.

1. Апробирована новая личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста, включающая дифференциально-диагностическое исследование характеристик речи, коммуникативного поведения и личности каждого ребёнка и личностно-ориентированный психолого-педагогический реабилитационный курс. Данная система может быть  использована  непосредственно для реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

2.Предложенная комплексная система диагностики и коррекции общения и личности  заикающихся детей старшего дошкольного возраста может быть использована в процессе преподавания логопедии, психолого-педагогической диагностики и психокоррекции студентам по специальностям дошкольная дефектологиялогопедияспециальная психология, а также  на курсах повышения квалификации представителей соответствующих специальностей.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась сопоставлением данных экспериментального исследования, собранных разными методами, что позволило выявить единую картину речевых и личностно-коммуникативных нарушений в структуре заикания у дошкольников. Были использованы субъективно-объективные показатели и качественно-количественный анализ, что иллюстрировалось в виде таблиц и социограммы. Данные проективных   интерпретационных тестов проходили математическую обработку по критериям достоверности Розенбаума и Вилкоксона.

Апробация и внедрение.

Материалы диссертационного исследования были представлены: на межвузовской конференции «Проблемы детской речи» (СПб., 1996), на международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы.» (М., 2000), на  научных конференциях «Дни науки» в МГПУ (2000, 2001),  на заседаниях кафедры логопедии (1997, 2000, 2000, 2001).

По данным материалам была проведена серия практических и лекционных занятий со студентами  кафедры логопедии МПГУ (1994, 2000).

Представленная личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста была внедрена в практику работы групп для заикающихся детей на базе д/с №1654 ВУО и д/с № 1678 ЦУО г. Москвы.

Содержание диссертации отражено в 7-ми публикациях.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1991 г. по 2001г. С 1992 по 1996 на базе  д/с №1654 ВУО и д/с № 1678 ЦУО в группах для детей с заиканием. Участниками   исследования были заикающиеся дети среднего и старшего дошкольного возраста / 4,5- 6 лет /, в том числе  экспериментальная группа – 30 детей и контрольная группа в количестве 20-ти  дошкольников .

Работа выполнялась в три этапа: на первом этапе (1991-92) осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования и определялась программа исследования; на втором (1992-96)— были разработаны и проведёны сопоставительный констатирующий  лонгитюдинальный эксперимент, а также обучающий эксперимент, в рамках личностно-ориентированного реабилитационного курса для заикающихся детей старшего дошкольного возраста; на третьем этапе (1997-2001) систематизировались и теоретически обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, было завершено литературное оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1.Развитие логопедии, специальной психологии и психотерапии сформировало предпосылки для междисциплинарного (логопсихотерапевтического) подхода к изучению и коррекции сложного дефекта при заикании уже в дошкольном возрасте.

2.  С позиций этого подхода психолого-педагогическое исследование позволяет  рассматривать проявления заикания как сочетание  взаимонарушений  речевого статуса, коммуникативного поведения и личности заикающихся дошкольников.

3. При реабилитации заикающихся дошкольников наиболее рациональным  является использование модели личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации, которая предполагает учёт данных дифференциальной логопедической и психологической диагностики, что обеспечивает условия для формирования у детей устойчивых навыков речевой и психической саморегуляции посредством использования взаимоопосредованных методов и приёмов логопедии и психокоррекции .

4.  Предлагаемая система реабилитации содействует формированию устойчивых навыков речевой и психической саморегуляции, как  специфической психологической базы,  способствующей предотвращению рецидивов заикания и успешной адаптации заикающегося ребёнка в обществе и семье.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Содержание работы представлено тремя главами, заключением, списком литературы из 180-ти изданий на русском и  22-х на английском языках и двумя приложениями. Общий объём диссертационного исследования — 169 страниц.

 В главе 1, «Проблема реабилитации  лиц с заиканием», дан обзор современных направлений в изучении проблемы заикания, приведены основные логопедические приёмы, используемые  для коррекции заикания, а также обзор некоторых психодиагностических, психотерапевтических и психокоррекционных методов и приёмов для диагностики и  реабилитации  взрослых и детей.

Анализ теории и опыта психотерапевтического воздействия на дошкольников, проводился при изучении работ Бехтерева В.М., Гамбузова В.И, Захарова А.И, Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.,  Игумнова С.А, Исаева Д.Н., Леви В.Л., Лендрета Г., Рожнова В.Е., Сатир В., Спиваковской А.С., Сухаревой Г.Е.,  Вайзмана Н.П. и других. В итоге были отмечены потенциальные возможности комбинирования  путём взаимоопосредования общепедагогического, логопедического и психокоррекционного воздействий применительно к старшим дошкольникам.

В диссертационной работе проведён обзор методик, использующих методы и приёмы психотерапии и психокоррекции при реабилитации заикающихся подростков, взрослых и  детей.   Методики клинико-педагогического направления, представленного в работах Асатиани Н.М., Беккера К.П., Власовой Н.А., Казакова В.Г., Рау Е.Ф., Флоренской Ю.А , а позднее в работах Беляковой Л.И. , Лубенской А.И., Оганесяна Е.В., Болдыревой Т.А. и других, предполагают комплексное (логопедическое, психологическое, психотерапевтическое и медикаментозное) воздействие на лица с заиканием. Оно осуществляется разными специалистами и недостаточно, на наш взгляд,  учитывает взаимоопосредование логопедических и психокоррекционных методов и приёмов. Работа А.И. Лубенской, предложившей использование аутотренинга в сочетании с функциональными тренировками речи, является, по нашему мнению, важной ступенью к интеграции логопедии и практической психологии при реабилитации лиц с заиканием.   Особо выделяются отдельные методики, предложенные Богдановой Е.В., Буяновым М.И., Калошиной Т.Б., Миссуловиным Л.Я, а для дошкольников — системы Волковой Г.А., Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л.,. Успенской Л.П, Добриденя В.П и Селивёрстова В.И.

Но особенный интерес для нас представляют системы Андроновой Л.З., Драпкина Б.З.,  Некрасовой Ю.Б.  и Шкловского В.М., получившие своё развитие с конца 60-х годов. Работы трёх первых авторов непосредственно связаны с именем основоположника психотерапевтической школы К.М. Дубровского. Развиваясь, эти системы в настоящее время представляют  клинико-психологическое направление ( Драпкин Б.З., Хавин А.Б., Шкловский В.М.) илогопсихотерапевтическое ( Андронова Л.З., Некрасова Ю.Б., а впоследствии Карпова Н.Л., Рау Е.Ю., Скуратовская Н.Н.). Отличительной особенностью данных систем является  мощное мотивационное включение самого заикающегося человека в процесс реабилитации и активный учёт его психических характеристик. Однако эти направления, и, в частности, логопсихотерапевтическое, недостаточно развиваются применительно к дошкольному возрасту.

В результате анализа литературы установлен факт нарушения у заикающихся дошкольников всех трёх сторон процесса общения: коммуникативной (обмена информацией), интерактивной (построения общей стратегии взаимодействия) и перцептивной ( полноценного формирования образа другого человека), а также игры как ведущей деятельности (Добридень В.П., Захаров А.И. и другие). Эти обстоятельства  побуждают искать решение проблемы реабилитации заикающихся дошкольников в применении междисциплинарного логопсихокоррекционного подхода к вопросам диагностики и разработки эффективной модели реабилитационного курса, предполагающей использование комбинированного (логопедического и психокоррекционного) воздействий.

 Представлены методы психодиагностики, подходящие для комплексного обследования личностно-коммуникативных особенностей заикающихся детей дошкольного возраста: социометрическое исследование, метод рисуночных тестов, детский вариант проективной тестовой методики фрустрационной толерантности, исследование особенностей фиксации установки, опосредствованной словесным воздействием (Буль П.Н, Данилова Е.Е., Захаров А.И.,. Игумнов С.А, Лурия А.Л., Морено Д., Потёмкина О.Ф.,. Рожнов В.Е,.Розенцвейг С,. Романова Н.С. и другие).

В итоге обзора литературы мы приходим к выводу о недостаточном использовании  огромного психодиагностичекого, психотерапевтического и психокоррекционного потенциала современных техник в процессе реабилитации заикающихся дошкольников, а также о практическом отсутствии методик, предполагающих применение комбинированныхметодов и приёмов, одновременно сочетающих логопедическое и психокоррекционное воздействие для таких детей.

 Глава 2«Исследование личностно-коммуникативных характеристик заикающихся детей старшего дошкольного возраста», посвящена организации, методике сопоставительного лонгитюдинального эксперимента  и результатам первичного исследования.

В экспериментальной группе (30ч) было 47% испытуемых с неврозоподобной формой заикания (среди них 10% с задержкой психического и речевого развития, 27% с ОНР — общим недоразвитием речи — и  10%  с ФФН — фонетико-фонематическим недоразвитием речи) и 53% — с невротической формой заикания (с ФФН). Обучающий эксперимент длился 4,5 месяца. В контрольной группе (20ч) находилось 45% детей с неврозоподобной формой заикания ( из них 5% с задержкой психического и речевого развития, 40% с ОНР) и 55% с невротической формой (с ФФН).  Работа в данной группе велась в течение 8,5-9 месяцев по традиционной логопедической программе, предложенной С.А. Мироновой.

В связи с задачами диссертационного исследования, нами были выбраны следующие аспекты психолого-педагогической диагностики и соответствующие им методы:

Исследование речевого статуса экспериментальной и контрольной групп. 

1. Логопедический анализ речевого статуса заикающихся экспериментальной группы с целью выявления формы, локализации судорог и обеих групп (контрольной и экспериментальной) для исследования тяжести заикания посредством педагогической оценки выполнения логопедических проб, направленных на выявление зависимости проявлений заикания от степени самостоятельности речи, выраженности сопутствующих моторных проявлений и эмоциональной напряжённости коммуникативной ситуации.

Исследование коммуникативного поведения экспериментальной группы.

  1. Социометрическое исследование группы, направленное на выявление нарушения общения через анализ социометрических связей и статуса каждого заикающегося ребёнка. 

3                   Использование рисуночных тестов на темы: «Моя семья», «Мы играем» для исследования особенностей взаимоотношений заикающегося ребёнка в семье и коллективе сверстников, дополнительно характеризующих общение.

         Исследование личностного статуса экспериментальной группы

  1. Использование рисуночного теста «Автопортрет» и сопоставление его данных с другими рисуночными тестами для исследования самооценки.
  2. Использование детского варианта проективной тестовой методики

фрустрационной толерантности С. Розенцвейга для исследования фрустрационных реакций испытуемых заикающихся данной группы на проективные проблемные речевые ситуации.

6. Исследование особенностей фиксации психической установки с помощью использования традиционных тестов.

7. Все результаты этих методов сопоставлялись между собой,  с данными наблюдения и  психолого-педагогического интервью с родителями дошкольников.

Результаты первичного исследования.

1. При изучении речевого статуса заикающихся дошкольников в экспериментальной группе из  30(100%) детей было выявлено ЗЗ% детей, страдающих заиканием тяжёлой степени, 57% — средней степени тяжести и 10% — лёгкой степени тяжести, а в контрольной — 30% испытуемых с тяжёлой степенью, 60% — со средней и 10% с лёгкой степенью тяжести заикания. Таким образом, обе группы показали аналогичные результаты.

 Данные исследования формы и типа судорог в экспериментальной группе позволяют констатировать преобладание генерализованного (смешанного) типа (60%) и  тоно-клонической формы судорог (67%).

2. В экспериментальной группе у большой части испытуемых были выявлены серьёзные нарушения коммуникативного поведениязаикающихся детей в семье и со сверстниками.

 Социометрическое исследование являлось основным для выявления нарушения общения. Было отмечено 40% — адаптированно-отвергаемых, 10% — отвергаемых, а также  10%- лидеров, 3%- лидеров-предпочитаемых, 17% — предпочитаемых, 20%—адаптированных. Таким образом, половина членов группы имела очень низкий социометрический статус. Это свидетельствовало о серьёзном нарушении общения и, как следствие,  адаптации в группе сверстников 50% детей. На социограммах отмечалось слабое ядро группы во главе с единственным лидером. Также было зафиксировано, что из 10% лидеров 7% детей имели неврозоподобную форму заикания.

По данным рисуночных тестов «Моя семья» и «Мы играем», в группе из 30 заикающихся дошкольников  у 60% детей отмечались значительные признаки нарушение общения по результатам обоих тестов, а у 30%  —по данным теста одной тематики (причём 27% из этих 30-ти % обнаружили незначительные признаки нарушения общения по тесту другой тематики). И только у 10% детей  незначительные признаки нарушения общения отмечались по результатам обоих тестов. Наиболее благополучными в плане общения, и особенно общения в семье, оказались группы лидеров и предпочитаемых,  а наименее благополучными адаптированно-отвергаемые и отвергаемые дети. Однако все  выделенные группы, кроме отвергаемых, были неоднородны по результатам  рисуночных тестов, и даже у лидеров были выявлены признаки нарушения общения.

3. Были  зафиксированы нарушения личностного статуса.

Неустойчивость самооценки наблюдалась  в 70% случаев, а в 27% — отмечались другие её отклонения. При сравнении полученных данных исследования была отмечена тенденция уменьшения адаптированности ребёнка в группе и повышения неустойчивости самооценки в зависимости от увеличения нарушения общения в семье.

При изучении фрустрационных реакций на проективные коммуникативные ситуации в целом по экспериментальной группе заикающихся дошкольников были отмечены очень высокие показатели по препятственно-доминантному типу,  заниженные — по эго-защитному типу, высокий процент реакций фрустрации, особенно данная тенденция была выражена в подгруппах адаптированно-отвергаемых и отвергаемых.

В экспериментальной группе наблюдалась достаточно выраженная реакция фиксации установки в ответ на словесное воздействие.

В главе 3, «Личностно-ориентированный реабилитационный курс для заикающихся дошкольников старшего возраста», представлены личностно-ориентированная коррекционная модель реабилитации указанного контингента детей, построенная с учётом данных психолого-педагогической диагностики, и результаты дифференциально-диагностического исследования в динамике.

Целью обучающего эксперимента была  разработка и апробация личностно-ориентированного варианта комплексной реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

При реализации экспериментально-реабилитационного  курса для заикающихся дошкольников мы опирались на принципы коррекции “нарушений речевого общения”, предложенные Некрасовой Ю.Б.: принцип логопсиходиагностики; опосредования; диалогического взаимодействия пациента и специалиста; коллективного сотворчества пациентов и специалиста в организации лечебно-педагогического процесса; парадоксальности методов и приёмов воздействия; преемственности лечебно-педагогического процесса, — добавив к ним:  принципы учета возрастных особенностей дошкольников и принятия, согласно которому плохими могут быть признаны только поступки ребёнка, но не сам ребёнок (Лендрет Г.Л.).

В ходе реабилитационного курса мы выделяем три основных этапа:

  1. 1.           Подготовительный этап был направлен на выработку устойчивой мотивации, определенного психического состояния готовности к предстоящему процессу реабилитации как у заикающихся дошкольников,      так и у их родителей. По времени он длился 3 недели. В течение данного этапа проводилась логопедическая и психолого-педагогическая диагностика, намечались основные логопедические, общепедагогические и психокоррекционные задачи и велась подготовительная работа по двум направлениям:  I — создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования правильных коммуникативно-речевых навыков включало 4 раздела: 1)формирование моторной базы (развитие общей моторики, мелкой моторики); 2) формирование средств коммуникации (развитие речевого дыхания,); 3) развитие языковых навыков (развитие фонетико-фонематической стороны речи) и 4) формирование психологической базы (психологическая подготовка детей к основополагающему установочному занятию и выработка мотивации, направленной на реабилитационный процесс у родителей); II —формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, реализовалось в разделе развитие сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции: создании психического состояния доверия к логопеду, ориентации на речевые образцы и мотивации, направленной на процесс реабилитации у детей.

Кроме традиционных логопедических приёмов, были использованы метод создания рече-ролевых образов, сочетающий элементы логопедии и библиотерапии в процессе работы со сказкой (Рау Е.Ю.), косвенная психокоррекция через демонстрацию серии математических фокусов и других манипуляций, вызывающих удивление и восхищение дошкольников,  элементы кинезитерапии и рациональной психокоррекции детей и родителей.  

  1. 2.           Этап основополагающего установочного занятия (ОУЗ) был направлен на создание определенного “психического состояния успеха”, обусловленного первой “речевой победой”(Ю.Б. Некрасова). Он длился 45-55 минут. Данный этап представлял модифицированный вариант занятия, предложенного для заикающихся дошкольников Е.Ю. Рау. Формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, (II направление работы)  осуществлялось в разделе развитие сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции и было направлено на формирование у детей последовательной смены психических состояний (от отрицательных до положительных), достижение «психического состояния успеха» в результате «первой речевой победы» в сочетании с улучшением темпо-ритмической стороны речи, а также обеспечение создания психического состояния готовности к закреплению достигнутых результатов.

Были использованы: модификация метода сочетания элементов эмоционально-стрессовой и рациональной психокоррекции с отработкой логопедических приёмов, облегчающих судорожные состояния мышц периферического речедвигательного аппарата, и метод создания рече-ролевых образов, сочетающий элементы логопедии и библиотерапии в процессе работы со сказкой (Е.Ю.Рау.)

3. Этап активного логопедического и психокоррекционного воздействия был направлен на реабилитацию заикающихся дошкольников через формирование и закрепление вербальных и невербальных умений и навыков общения на фоне продуктивных  психических состояний, стимулирующих закрепление положительных личностных особенностей детей. Он длился 3,5-4 месяца. Этап включал 2цикла занятий: 1) основной цикл (ОЦЗ) и 2) закрепляющий цикл (ЗЦЗ).Целью основного цикла занятий являлось формирование и развитие комплекса продуктивных психических состояний и коррекция вербальных и невербальных стереотипов общения на их фоне (7 недель). Цель закрепляющего цикла занятий  заключалась в закреплении и совершенствовании комплекса  продуктивных психических состояний и умений и навыков вербального и невербального общения (7 недель).

         Работа велась так же, как и на первом этапе, в 2-х направлениях:

Создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования правильных коммуникативно-речевых навыковтакже реализовалось в 4-х разделах работы: 1) формировании моторной базы2)формировании средств коммуникации3) развитии языковых навыков4)формировании психологической базы ( в основном цикле занятий осуществлялось общее интеллектуальное развитие, формирование продуктивных психических состояний в сочетании с навыками невербального общения, формирование новой коммуникативной атмосферы в семье ребёнка;  в закрепляющем цикле занятий — совершенствование общего интеллектуального развития; закрепление продуктивных психических состояний в сочетании с развитием навыков невербального  общения и  в сочетании со становлением новой коммуникативной атмосферы в семье ребёнка).

         Работа по первым 3-м разделам проводилась традиционно. Тематическое планирование по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром осуществлялось  согласно программе Мироновой С.А. Использовались традиционные логопедические методы и ряд вспомогательных психокоррекционных приёмов: некоторые упражнения кинезитерапии, упражнения для релаксации, ряд психокоррекционных игр, элементы психокоррекции, опосредованной рисунками, приёмы рациональной и игровой семейной психокоррекции.

II Формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности,   в основном цикле занятий осуществлялось в разделе развитие сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции и было направлено на активное формирование и обеспечение преемственности продуктивных психических состояний в сочетании с: а) развитием навыков релаксации, вербальной и невербальной коммуникации, б) развитием моторики и средств коммуникации, в) развитием игры на фоне формирования новых навыков вербального и невербального общения, г) развитием графо-моторных умений и навыков  вербальной коммуникации.

В закрепляющем цикле занятий в разделе развитие сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции работа была направлена на закрепление положительных (продуктивных) психических состояний в сочетании с: а) развитием навыков релаксации и вербальной коммуникации, б)совершенствованием моторики и средств коммуникации,  в)совершенствованием игры на фоне закрепления новых вербальных и невербальных коммуникативных умений и навыков, г)  развитием графо-моторных навыков и закреплением умений вербальной коммуникации, д)закреплением умений вербального и невербального общения в процессе становления новой коммуникативной атмосферы в семье ребёнка.

Второе направление работы предполагало взаимопроникновение логопедического и психокоррекционного воздействий. В его рамках использовались комбинированные методы и приёмы. Их особенность заключалась во введении любых видов функциональных тренировок речи в общее психокоррекционное содержание работы. Для развития сочетанных навыков речевой и психологической саморегуляции на данном этапе был предложен ряд комбинированных методов и приёмов.

1.Была разработана система специальной релаксации, представляющая комплекс взаимоопосредованных методов и приёмов, осуществляемых в условиях концентрации внимания на воображаемых событиях на фоне мышечного расслабления. Среди них были следующие  методы:

1) Сочетание функциональных тренировок речи и приемов психокоррекции посредством символов на фоне состояния релаксации, направленное на закрепление определенных форм речи и коммуникативно-поведенческих навыков в условиях введения и снятия эмоционально-отрицательных  ситуаций.

2) Сочетание метода «СВИСШ» с  функциональными тренировками на фоне релаксации. В основе метода «СВИСШ» лежит стирание эмоционально-отрицательной ситуации и заменена ее положительной по условному сигналу. При этом дети самостоятельно представляют и описывают эти ситуации на вербальном уровне.

3) Последовательная отработка логопедических приемов и дальнейшее проведение функциональных тренировок речи на фоне  специальной релаксации. Особенность комбинации заключается в возможности проводить функциональные тренировки в самых разных и даже  невероятных «сказочных» условиях, создаваемых воображением ребенка, дозировать речевую, психическую нагрузку, помощь специалиста и одновременно вести психокоррекционную работу.

4) Сочетание отработки вопросно-ответной и монологической форм речи на фоне специальной релаксации с элементами самопрограммирования и приемом «взгляда на себя со стороны».

 Данная система специальной релаксации состояла из 3-х этапов и включала 11 групповых занятий.

2. Аутотренинг, модифицированный для детей И.Т.Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенской, был усовершенствован нами путёмкомбинации с отработкой детьми речевых приемов и форм не только в роли «пациентов», но и в роли ведущих.

3. Применялись комбинации приемов логопедии и кинезитерапии, а именно сочетание определённых упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики А.М.Стрельниковой и комбинация упражнений Е.В.Харитонова с отработкой  логопедических приемов и функциональными тренировками речи. Они были направлены на формирование у детей положительных психических состояний через раскрепощение и совершенствование движений тела  и  развитие средств вербальной  и невербальной коммуникации.

4. Комбинированная работа, опосредованная сказками, представляла использование приемов библиотерапии для создания мотива развития навыков речевой и психологической саморегуляции с психотерапевтическим знаком литературного материала в совокупности с функциональными тренировками и развитием речи.    

5. Приём сочетания психокоррекции, опосредованной рисунком с отработкой вопросно-ответной и монологической форм речи  был основан на переживании ребенком определенных эмоций, спровоцированных темой и сюжетом рисунка, в сочетании с элементами рациональной психокоррекции, развитием навыков рисования и функциональными тренировками речи в эмоционально-насыщенной ситуации.

6. Комбинированные игры, представляющие вплетение функциональных тренировок речи в структуру психокоррекционных игр, были направлены на разрешение личных, коллективных и семейных психологических проблем заикающихся дошкольников и работу над их речью, другими психическими процессами, общей и мелкой моторикой.

7. Логопсихокоррекция в процессе театрального творчествасочетала элементы психокоррекции  творчеством и закрепление приобретённых навыков речевой и психологической саморегуляции, а также косвенной семейной психокоррекции.

После дифференциально-диагностического исследования испытуемых намечалась стратегия реабилитации  группы, клинических подгрупп, микрогрупп с близкими личностно-коммуникативными характеристиками и каждого ребёнка в отдельности. Были организованы  общегрупповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Различия в подходе к детям 2-ух клинических подгрупп состояли в более выраженном логопедическом и общепедагогическом воздействиях на подгруппу дошкольников с неврозоподобной формой заикания особенно в рамках разделов: формирования моторной базы, средств коммуникации и развития языковых навыков — I-го направления работы.

Также нужно отметить, что по завершении личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации с детьми и родителями проводилась поддерживающая логопсихокоррекционная работа в течение оставшегося учебного года (4,5 месяцев).  

Результаты исследования в динамике

показали значительное улучшение речи и положительные изменения личностно-коммуникативных особенностей  заикающихся дошкольников.

1. По данным исследования речевого статуса у 83,3% детей экспериментальной группы была отмечена речь без запинок судорожного характера («практически здоровая речь»), а у 16,7% наблюдались незначительные остаточные проявления заикания. Из  контрольной группы только 10% детей при вторичном обследовании в конце года обнаружили «практически здоровую речь» (см. таблицу 1).

 

Сравнительные результаты коррекции речи в контрольной и экспериментальной группах.                                                          Таблица 1

Группа

Продол-житель-ность коррек-ции в месяцах.

 

Количество  детей в % (I — при первичном / II – при вторичном исследовании).

С тяжёлой формой заикания.

Со средней степенью тяжести.

С лёгкой степенью тяжести

С отдель-ными проя-влениями заикания.

С прак-тически здоровой речью.

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Контрольная

8,5-9

30 

20

60

40

10

15

15

10

Экспери-ментальная

4,5

ЗЗ,З

56,6

10

16,7

83,3

             

 

Посредством наблюдения  за двумя подгруппами: дошкольников с невротическим и с  неврозоподобным заиканием можно было констатировать, что у дошкольников первой подгруппы улучшение речевого статуса шло быстро, но, как правило, весной наблюдались непродолжительные по времени рецидивы, у второй подгруппы восстановление плавности речи протекало медленно и постепенно, но рецидивов отмечено не было.

2. Исследование особенностей коммуникативного поведения в динамике  позволило зафиксировать  следующие положительные результаты:

При вторичном социометрическом  исследовании экспериментальной группы было отмечено 23% лидеров, 3% – лидеров-предпочитаемых, 20% предпочитаемых, 37% адаптированных, 10% адаптированно-отвергаемых и 7% отвергаемых. Ядра групп на социограммах стали больше и концентрированнее. 60% дошкольников повысили свой социометрический статус.

Число детей с невротической формой заикания в группе лидеров увеличилось с 1-го до 5-ти человек. Следовательно, удалось помочь этим  4-м (13%) дошкольникам открыть и развить в себе качества лидеров.

При вторичном исследовании с помощью рисуночных тестов «Моя семья» и «Мы играем» не было отмечено детей с значительными признаками нарушением общения: 13(43,3%) дошкольников не обнаружили признаков нарушения общения, 14(46,7%) —имели незначительные признаки только по данным  теста одной тематики и 3 (10%) испытуемых составляли “группу риска”(незначительные признаки отмечались по данным 2-ух тестов). Лидеры и предпочитаемые оказались вполне благополучными, а группы адаптированно-отвергаемых и отвергаемых несколько менее благополучными в плане общения. Положительная динамика восстановления общения отмечалась в 100% случаев.

3.При изучении личностных особенностей заикающихся дошкольников с помощью  фрустрационного теста Розенцвейга в динамике,  была установлена положительная динамика типичных фрустрационных реакций на проективные коммуникативные ситуации, демонстрирующая усиление адаптивных черт личности: снижение показателей конфликтности, тревожности и фрустрированности заикающихся дошкольников, повышение самостоятельности, решительности и терпимости. В целом по группе дошкольников  наблюдается понижение процента реакций по препятственно-доминантному типу, повышение процента реакций по эго-защитному и потребностно-упорствующему типу, уменьшение реакций экстрапунитивной направленности, увеличение реакций интропунитивной и импунитивной направленности.

Положительная динамика самооценки наблюдалась в 97% случаев.

 

Заключение

Проведённое исследование  подтвердило гипотезу о том, что одновременное сочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение приемов логопедии и практической психологии в процессе  реабилитации заикающихся дошкольников оказывает эффективное влияние не только на устранение заикания, но и на абилитацию и реабилитацию личности заикающегося дошкольника в целом, одновременно восстанавливая речь и гармонию отношений личности с социальной средой.

 В заключении был сформулирован ряд выводов:

1. В ходе исследования научной литературы, обнаруживается наличие предпосылок для изучения и коррекции сложного дефекта при заикании с позиций междисциплинарного (логопсихотерапевтического) подхода применительно к старшему дошкольному возрасту ввиду непроработанности этого вопроса в условиях современного развития логопедии, психологии и психотерапии.

2. В результате психолого-педагогического исследования выявлены взаимонарушения  речевого статуса, коммуникативного поведения и личности заикающихся  уже в дошкольном возрасте. У подавляющего большинства испытуемых были отмечены признаки нарушения общения,  высокий процент неадаптивных реакций фрустрации  и заниженный процент реакций эго-защитного типа,  что было особенно выражено у детей с низким социометрическим статусом, составляющих половину  экспериментальной группы. Нарушения самооценки отмечались у 97% испытуемых и были представлены в основном её неустойчивостью.

3.Разработана и апробирована оригинальная модель личностно-ориентированного курса комплексной реабилитации для заикающихся дошкольников старшего возраста, которая позволяет учитывать данные психолого-педагогической диагностики. Это обеспечивает условия для формирования стойких навыков речевой и психической саморегуляции посредством использования взаимоопосредованных методов и приёмов логопедии и психокоррекции. Представлены принципы, этапы и ряд методов и приёмов, сочетающих логопедическое и психокоррекционное воздействия.

  4.Результаты психолого-педагогического исследования экспериментальной группы заикающихся дошкольников в динамике  позволили отметить улучшение как речевого состояния заикающихся, вплоть до полного устранения признаков заикания у 83% испытуемых, так и положительную тенденцию в развитии их личностно-коммуникативных особенностей. Так, в экспериментальной группе была выявлена значительная динамика восстановления и совершенствования  общения,  положительная динамика изменений  самооценки испытуемых  и типичных фрустрационных реакций,  выражающаяся  в усилении  адаптивных черт личности: снижении показателей конфликтности, тревожности и фрустрированности, повышении самостоятельности,  решительности и терпимости  в целом по группе.

5. При сравнении результатов исследования речевого статуса в динамике в экспериментальной группе было отмечено полное устранение признаков заикания у 83% детей, а в контрольной после 8,5-9-ти месяцев работы отсутствие признаков заикания обнаруживалось только у 10% испытуемых.

6. Экспериментально доказана эффективность предлагаемой личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников старшего возраста, направленной на формирование и закрепление (в короткие сроки — 4,5 месяца) устойчивых навыков речевой и психической саморегуляции, способствующих предотвращению рецидивов заикания и успешной адаптации заикающегося ребёнка в обществе и семье.

  7. Проведенное исследование подтвердило необходимость наличия специалиста-логопеда, владеющего знаниями и умениями психолога, для использования личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста, направленной в целом на перевоспитание речи, личности и коммуникативного поведения каждого ребёнка.

         Таким образом, в диссертационном исследовании решены все поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили правомерность гипотезы и вынесенных на защиту положений.

 

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

  1. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Логопсихотерапевтический подход при диагностике заикания у детей дошкольного возраста. // “Проблемы детской речи”— СПб., 1996.— С. 177-178 — доля участия автора 0,08 п.л. (80%).
  2. Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников. // “Психолингвистика и современная логопедия”/Рек-но УО. ВУЗ РФ по пед. образ./, М. 1997.—С. 193-205. — доля участия автора 0,6 п.л. (80%).
  3. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Вариант логопсиходиагностического анализа груп-пы заикающихся дошкольников. // ж. “Дефектология”—№2, 2001.—С.69-76. — доля участия автора 0,4 п.л. (80%).
  4. Садовникова Е.Н. Комплексное восстановление речи и общения у заикающихся дошкольников. // Тезисы международной конф. «Психология общения 2000: проблемы и перспективы».— М., 2000.—С.265-267. 0,125 п. л.
  5. Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Логопсиходиагностика как основа диффе-ренцированного подхода к коррекции личности заикающихся дошкольников в процессе их реабилитации. // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Рек-но РАО— М.-В., 2201. С.153-166. — доля участия автора О,6 п. л. (80%).
  6. Садовникова Е.Н. Логопсихотерапевтическая игра на базе ЛЕГО. / Сайт института Новых технологий образования: www.  logoped.  ru/ profi/pub/lego. htm, “Рекомендуем друг другу». — 2000.— 9с. 0,56 п. л.
  7. Садовникова Е.Н. Вариант личностно-ориентированной реабилитационной методики для заикающихся детей старшего дошкольного возраста. // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. — М., 2001. — С. 157-158. 0,2 п.л.

 

    Печатные работы автора по теме исследования составляют 2,5 печатных листа.

 

Изложение текста автореферата закончено.

 Использование только с разрешения автора :  http://sad-elena.narod2.ru .

 

Прокрутить вверх
Optimized with PageSpeed Ninja