- Главная
- Обо мне
- Новости
- Отзывы о курсе для заикающихся детей
- Публикации
- Полезные ссылки и новости для студентов
- Консультации и занятия
- Заикание у детей. Реабилитационная система Садовниковой Е.Н.
- Книга «Заикание с позиций логопсихокоррекционного подхода»
- Самоизоляция. Купирование инициального заикания.
- Научно-популярные статьи
- Контакты
Заикание у детей. Реабилитационная система Садовниковой Е.Н.
Лечение заикания у детей. Заикание у ребёнка? Система Садовниковой Елены Николаевны.
Ребёнок с заиканием требует, скорее, правильного обучения и психокоррекции, чем лечения. Причём данное воздействие должно строиться с учётом общения, как реабилитирующего фактора.
Вашему вниманию предлагается краткая информация по авторской личностно-ориентированной психолого-педагогической системе реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
(Система защищена в ВАК и апробированная в гос. детских садах в 90-ые годы.)
Автор – известный в научных кругах заиколог, канд. пед. наук, доцент МГПУ. 25 лет стажа в области работы с заиканием.
Эффективность системы, состоящей из
методики логопсиходиагностики
и собственно логопcихокоррекционного реабилитационного курса исключительно высокая.
Группы идут только дважды в год: в феврале-апреле и с октября по декабрь (см. вкладку НОВОСТИ). В последнее время из-за ограниченного количества мест в группах, мы вели и апрельский курс.
Система относится к научной школе знаменитого профессора, доктора псих. наук и канд. пед. наук Юлии Борисовны Некрасовой.
В основу системы положена авторская идея о том, что эволюционное заикание является своеобразной неправильной попыткой адаптации ребёнка к социуму в раннем дошкольном возрасте, когда происходит переход к фразовой речи и смена доминантности полушарий (правое полушарие теряет доминирующее значение). В данный период жизни у ребёнка часто появляются физиологические итерации (запинки не судорожного характера).
Так как с философских позиций человек является сложной системой с сильным характером связей, то все элементы данной системы могут меняться с целью адаптации человека к условиям существования. В момент напряжения (от испуга, переутомления, моторной недостаточности речевого аппарата и пр.) несудорожная запинка может перейти в судорожную и по механизму установки запечатлеться в памяти анализаторных систем, особенно если эта реакция принесла сиюминутную или мнимую пользу, произвела впечатление. Судороги, возникшие внезапно из-за испуга, к примеру, быстро закрепляются, с одного, двух раз. Организм симулирует нездоровье, чтобы спастись или привлечь к себе внимание (вспомните ребёнка, закатывающего истерику – тоже вариант). Почему бы системе в раннем возрасте, когда речь ещё не имеет такого принципиального значения для благополучия, не пожертвовать этой функцией для пусть и мнимой, но субъективно воспринимаемой как реальность, успешной адаптации в семье, к примеру? (Это не сон, не питание, не движение — можно пожертвовать.) Отец сразу перестаёт кричать. Мама становится внимательнее. Иногда можно пропустить ясли и т.д. Затем заикание «принимает к себе на службу» все вытесненные в подсознание якобы адаптивные реакции, например, покашливание, отклонение головы, вегетативные реакции и т.д.. Заикание запоминается с помощью анализаторов, и человек уже прогнозирует заранее неуспех в речи, даже если внешне и не показывает этого.
Когда речь становится очень важной для организма, симптомокомплекс судорог, вегетативных реакций, страхов, сопутствующих движений и пр. уже сливается с психическими процессами настолько, что организм к нему начинает непроизвольно прибегать, когда ему плохо в плане общения с социумом. А анализаторные системы начинают работать в этот момент против человека, предвосхищая в своей памяти появление заикания. Уже в старшем дошкольном возрасте заикание начинает серьёзно менять личность и коммуникативное развитие ребёнка.
Люблю сравнивать заикание с ростовщиком, который когда-то сделал вид, что выручил человека, дав ему деньги (поблажку, защиту и пр. в нашем варианте), а потом записал долг за тремя анализаторными системами, улавливающими и обрабатывающими аудио-визуальные и кинестетические сигналы. Теперь он заставляет их работать на него в качестве оплаты за бесконечно увеличивающиеся проценты. Человек слышит, что заикается, видит реакцию окружающих на речь, чувствует спазмы во рту и прогнозирует, что заикание снова себя проявит, и он снова всё это увидит, услышит и почувствует, стоит только ему начать серьёзно общаться. Некрасова Ю.Б. называла это феноменами «Эхо», «Зеркало», «Кинези».
Желающим подробнее ознакомиться с проблемой, оценить научные факты мы рекомендуем прочитать некоторые статьи во вкладке ПУБЛИКАЦИИ или нашу новую книгу «Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» (см. вкладку НОВОСТИ).
Одним из прямых доказательств такой концепции является тот факт, что дети со всеми формами эволюционного заикания уже через 2 месяца работы по нашей системе могут говорить плавно. Многие могут говорить плавно и гораздо раньше, но данные коммуникативно-речевые навыки требуют закрепления, поэтому таковы сроки курса. Уважаемые родители должны знать, что у части заикающихся бывает чисто психологический эффект «нового способа лечения»: они начинают говорить чисто буквально в первые же дни, но через месяц эффект проходит, если он не подкреплён выработкой устойчивых умений и навыков речевой и психологической саморегуляции, особенно в ситуации напряжённого общения.
Теперь вы можете судить сами об эффективности таблеток, заговоров, компьютерных программ и методик устранения заикания за 3 дня.
Новый навык складывается, как минимум за 1,5 месяца, ещё полмесяца необходимы для подстраховки. Свеженькие умения требуют внимания и работы со стороны выпускников и их родителей ещё в течение года.
Логопсихокоррекционное воздействие предполагает использование приёмов немедицинской психотерапии и практической психологии в сочетании с логопедическими и нейропсихологическими технологиями. На наших занятиях присутствуют не только родители, бабушки и дедушки, но и студенты, что позволяет детям тренироваться не в «тепличных» условиях, а в процессе реальной коммуникации с микросоциумом из 15-20 детей и взрослых людей от 5-ти до 75-ти лет.
Наша система была первой защищённой на официальном уровне комплексной методикой логопсихотерапии (логопсихокоррекции), предложенной именно для детей. 20 с лишним лет опыта подтвердили её исключительную эффективность.
Желающим посмотреть организацию работы, ознакомиться с ценой и способами записи на логопсиходиагностику и на курс, советуем перейти во вкладку НОВОСТИ.
Внимание! Мы, конечно, делаем видеозаписи наших учеников, в том числе их успехов на экзамене, когда дети должны:
1) представить рассказ,
2) ответить на спонтанные вопросы
3) и озвучить отрывок мультипликационного фильма,
но мы никогда не выкладываем эти видеозаписи в интернет. На наш взгляд это не этично. Пожалуйста, возможна демонстрация при встрече. Мы старомодные, упёртые, последние романтики.
С уважением,
Елена Николаевна Садовникова (Ениса).
Посмотреть результат